bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock
bluesrock

Алтай. Июль 2008. Ч.10

Ч1: http://bluesrock.livejournal.com/93200.html
Ч2: http://bluesrock.livejournal.com/93566.html
Ч3: http://bluesrock.livejournal.com/93760.html
Ч4: http://bluesrock.livejournal.com/94042.html
Ч5: http://bluesrock.livejournal.com/94716.html
Ч6: http://bluesrock.livejournal.com/95386.html
Ч7: http://bluesrock.livejournal.com/96047.html
Ч8: http://bluesrock.livejournal.com/96698.html
Ч9: http://bluesrock.livejournal.com/96981.html



Говорят, Наталья Полосьмак стала копать именно этот курган почти случайно. Просто увидела на нём зайца – это показалось знаком. Про мораторий на раскопки говорят много. Основные доводы противников раскопок – местные традиции, интересы Республики и сакральность Укока. Главный и убедительный довод сторонников – это то, что мерзлота стремительно тает. То, что ещё сохранилось, вскоре может быть безвозвратно утеряно. Я не специалист и по сути ничего сказать не могу. Курган скифской мумии, в отличие от многих других на Алтае, был аккуратно закрыт. Сейчас это просто два каменных круга в виде цифры 8 в степи возле забора пограничной полосы. Рядом течёт Акалаха, за ней – хребет Южный Алтай.
Осмотрев курган, мы немного покатались по степи. Перед последней заставой на речке Кара-Булак развернулись обратно. Дальше дорога уходила на перевал Укок в Казахстан и на перевал Канас в Китай. Туда у нас не было оформлено документов.

Человеческий глаз устроен так, что видит только то, на что есть «настройка» в данный момент, отсекая лишнее. По дороге вглубь Укока мы осматривали ландшафты и природные объекты. На обратном же пути вовсю проявились детали. Животных и птиц стало как будто раз в 10 больше. Мы пытались снимать на видео (реже на фото) грифов, беркутов, журавлей, лебедей, уток и пр. Интересная деталь: краснокнижные красавки на Алтае – обычная птица. По всей территории в это время можно встретить пары (если в этом году нет птенцов) либо «квартеты» (с подросшими уже птенцами) красавок. И только здесь, на Укоке, в июле красавки собираются в большие стаи по нескольку десятков особей. Я не орнитолог, не могу сказать, почему так, но зрелище впечатляющее. В низине на правом берегу Акалахи явно происходили какие-то звериные события: над низиной кружили не менее четырёх видов орлов и грифов.

Проехали озеро, на котором провели предыдущую ночь. У реки Музды-Булак из-за холма выскочили прямо на редчайшего красного волка. Зверь от неожиданности замер на три-четыре секунды, потом пустился наутёк. Объехав холм, мы вновь увидели его, но ненадолго – он скрылся в лощине. Недавняя экспедиция в эти места, искавшая красного волка, вернулась ни с чем. Нам же повезло. А вот зафиксировать на фото, как обычно в таких случаях, не удалось. Также не смогли подобраться к лебедям. Нас разделяло сомнительного вида болото. После встречи с волком пришлось нажать на газ. Со стороны Монголии шёл мощный грозовой фронт с чёрными тучами и снежными зарядами. Северные склоны Сайлюгема уже местами припорошило снегом. А я опять ногами проверял все броды :).





На берегу Калгуты под последним подъёмом на Тёплый Ключ мы нашли каменистую площадку для ночлега. Броды и болота остались позади, ехать через перевал под вечер было уже утомительно. Только мы успели поужинать, как со стороны плато к перевалу подъехали все автомобили, бывшие там. Непогода спугнула пару на Патруле, за ними на перевал пошла пара на боевом подготовленном Крузере. Последние с сомнением посмотрели на наш «гламурный» Прадик, но факт был налицо. Мы были ТАМ и без проблем вернулись обратно. Следом подъехал пограничный ГАЗ-66 с начальником заставы Аргамджи и водителем. Спросил, почему не отметились на заставе. Я «включил дурака», все всё поняли.
Так бы мы и ночевали на берегу Калгуты, но погранцы сказали, что это опасная идея. «Сверху попрёт – мало не покажется». Вполне естественным было послушать опытных людей, и мы пошли на подъём. К несчастью, впереди ехал ГАЗ-66. Я накануне удивлялся, откуда на дороге брались большие камни. Даже там, где они не могли упасть сверху с травяного склона с зарослями карликовой берёзы. Теперь стало понятно. ГАЗ-66 перегревался через каждые 10 минут. Водитель выходил, подкладывал под колёса камни и остужал двигатель. У них просто ручник не работал. Потом у них забарахлил бензонасос. Начальник матерился, водитель ковырялся в моторе. Мы плелись сзади. Объехать их на узком подъёме не было никакой возможности. Я уже боялся, что ночевать придётся прямо на дороге, но медленно и печально мы всё же вскарабкались на вершину перевала. Там и решили заночевать.
Место вполне безопасное. Солнце уже заходило за вершины, освещая фантастическим светом склоны. Как только мы поднялись, грозовой фронт резко ушёл туда же, откуда и пришёл – в Монголию. Сон на высоте около 3000м был крепким.



Утром потратили на спуск немного меньше времени, чем на подъём. 6 километров прошли за 2 часа. Потом долго пили кофе над речкой Жумалы, валялись на траве среди кустов карликовой берёзки и любовались видом на озеро Жумалы и Южно-Чуйский хребет. На Укок вернёмся обязательно. Там есть ещё дорога на север для самых отчаянных. Можно попробовать пройти её по малой воде. Далее нам предстояло перебраться в долину Джазатора.



Продолжение следует!
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment