bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock
bluesrock

Алтай. Июль 2008. Ч.8

Ч1: http://bluesrock.livejournal.com/93200.html
Ч2: http://bluesrock.livejournal.com/93566.html
Ч3: http://bluesrock.livejournal.com/93760.html
Ч4: http://bluesrock.livejournal.com/94042.html
Ч5: http://bluesrock.livejournal.com/94716.html
Ч6: http://bluesrock.livejournal.com/95386.html
Ч7: http://bluesrock.livejournal.com/96047.html



Утром машина была покрыта инеем.
Конный пограничный наряд отметил документы, и мы двинули на перевал Тёплый Ключ. По данным пограничников радоновые источники, на которых мы провели ночь, посещают около 400 человек в год. Большинство для лечения. Лишь немногие едут дальше. Таким образом, Зону Покоя Укок посещает совсем немного людей. Чтобы добраться туда на авто, необходимы несколько условий. У вас должен быть проходимый внедорожник, вам должно быть его не жалко, плюс, просто нужна удача. Кому-то удаётся проскочить по малой воде и в хорошую погоду, кто-то сидит там отрезанный стихией неделю без бензина или в болоте. Я слышал, как ледниковые потоки переворачивали УАЗики.

В позапрошлом году московская экспедиция на трёх Патриотах уже по темноте спустилась с Тёплого ключа и встала на ночлег, съехав с «дороги» на 5 метров. Утром оказалось, что все машины сидят на брюхе в болоте. На заставе в 20-ти километрах рабочих машин не оказалось (что неудивительно, но об этом позже), на руднике в 10-ти километрах по ту сторону перевала им дали единственный Урал, но при попытке вытащить первый же Патриот он тоже безнадёжно утонул. К счастью, через трое суток помощь оказала проходящая мимо пограничная колонна (которая могла там и вообще не появиться). Если учесть, что в любой день может повалить снег, а ледниковые речки превращаются в непроходимые потоки в считанные минуты, любая поездка туда – определённый риск.

В том районе совсем нет населённых пунктов и предприятий, следовательно, некому следить за дорогой. Кроме пограничников, которым за это спасибо. Правда, они ездят на Уралах и ГАЗ-66 и делают дорогу условно-проезжей только для такой техники, но и это хоть что-то. Как минимум, подкладывают кое-где камни на обрывистых спусках-подъёмах и пробивают колеи. Да и на броды по их следам выходить легче. В тот день с плато вернулись 10 человек на четырёх машинах. А заехали кроме нас ещё четверо на двух джипах. Больше там автотуристов не было. Но обо всём по порядку.

На перевале было не до съёмок. Пологий шестикилометровый подъём мы преодолевали около трёх часов. Занимались геометрией, проводя машину по крупным валунам и ямам и стараясь при этом сильно не повредить. Примерно треть подъёма я прошёл пешком, рассчитывая предстоящие манёвры. Потоки, которые идут по перевалу весной (да и летом тоже), с каждым годом всё больше вымывают почву между камнями. На некоторых участках приходилось тратить много времени, буквально по сантиметрам протискивая джип между препятствиями. Дорогу надо подсыпать, но последние три года этого точно никто не делал. Ранее – не знаю. Но мы были готовы! И даже успевали восхищаться суровой красотой окружающих гор. Светило солнце, становилось теплее.

В 10:20 утра мы забрались на вершину самого высокого автоперевала на Алтае (2908м). На вершине находится озеро, православный крест и традиционное обоо. Мы отдыхали перед спуском, когда на нас вышло небольшое стадо высокогорных верблюдов. Кроме них вокруг не было никого. Мы начали спускаться.






Спуск был ещё длиннее подъёма и ничем не лучше, если не считать захватывающих пейзажей внизу. На первом же броде с крутым съездом и ключом среди камней мы встретили алтайцев-туристов (!!!) на двух УАЗиках-буханках. Они сказали, что вода немного спала сутки назад. Про дорогу уклончиво заметили, что «всё зависит от водителя». На следующем броде через Калгуты мы пообедали. Дальше дорога опять пошла вверх на заключительный отрезок перевала перед спуском. Там мы встретили последних возвращавшихся с плато. Это были два отчаянных парня. Один на Геленвагене, второй… на Джимни (!). Сузуки был как бандероль перемотан капроновым фалом. У него было оторвано всё, что можно было оторвать, но глаза водителя светились победным блеском. Ниже были места, где он явно не мог пройти сам. Гелик таскал его, отрывая крылья, пороги и пр.

Спуск завершился болотистой равниной, по которой каждый сам выбирал колею. Лотерея. Судя по следам, кому-то повезло, кому-то – меньше. Мы оказались в числе первых.
За болотом дорога пошла по каменистой почве. Ещё один брод имел два спуска. Один плохой, второй – очень плохой. Мы поехали по плохому и неслабо поскребли брюхом по валунам. Дальше было уже легче, долина Калгуты становилась всё шире, и плато предстало наконец во всей красе. Здравствуй, затерянный мир!



Продолжение будет!
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю, животные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments