bluesrock (bluesrock) wrote,

Ч2: http://bluesrock.livejournal.com/93566.html
Ч3: http://bluesrock.livejournal.com/93760.html
Ч4: http://bluesrock.livejournal.com/94042.html

Я заметил, что чем круче уровень туристов или сплавщиков, тем бережнее они относятся к природе. За знаменитым и сложным Саратанским каньоном есть небольшая полянка, где сплавщики отдыхают после порогов. Чистота идеальная, ни одного срубленного дерева, сухие укрытые дрова на растопку для следующих групп, аккуратное костровище. На легкодоступном и популярном участке Чуи, где сплавляются все кому не лень, берег похож на городскую свалку. Люди, оставьте немного девственной природы своим детям.

24 июля мы запланировали перебазироваться с Улаганского нагорья и продвинуться на юго-восток, ближе к основным целям нашего путешествия. Простились с Башкаусом. Времени было много, по пути решили сделать крюк километров в 100 и доехать до отдалённого села Паспарта.

Проехали Улаган, Балыктуюль и повернули налево. Утренние туманы добавляли пейзажам то мистики, то просто суровости. За озером Черандуколь перевалили через таёжный перевал Ажу и спустились к селу.
«Ажу» по-алтайски означает перевал. Картографы не утруждали себя подробностями, и 90% алтайских перевалов так и называются – Ажу. Паспарта, как и все алтайские деревни, расположена в потрясающем месте. Умели же выбирать!
Интересно и мне непонятно, но вон тот вертикальный снимок с рыжим выжженным склоном набрал на «Яндекс фотках» 30 000 просмотров, больше 700 оценок и чуть не стал «фото дня».
Паспарта, похоже, одна из «миссионерских» деревень. Во всяком случае, редко в алтайских сёлах можно увидеть такие русские избы с наличниками, деревянной резьбой и пр. До октябрьского переворота в Улаганском районе была мощная миссия РПЦ и монастырь. Потом монахов перебили красные.
Магазин в деревне не работал, музей народного сказителя Калкина тоже, население было на покосах, мы развернулись обратно. Ажу, долина Большого Улагана, Улаганский перевал, Красные Ворота, ущелье Чибитки – и мы вновь на Чуйском тракте. В Балыктуюле сняли трэш-скульптуру по мотивам Петрова-Водкина.

Знакомая пара красавок в долине Менки в этом году была без птенцов.

На Курайском перевале заехали по каменистому склону на ближайшую горку. Поснимали туманные виды Северо-Чуйского хребта, Чуи, Курайской степи и Курайского хребта. Было здорово, только ветер сбивал с ног.

Время позволяло, мы переехали Чую и прокатились до Перевалки. Это турлагерь на реке Актру под ледниками Северо-Чуйского хребта и самое оживлённое туристическое место в центральном Алтае. Дорога бежала по степи через пару-тройку бродов, огибала холмы и редкие рощи. Часто попадались курганы со стелами и бетонные арыки. Затем, уже по лесу, поднялась вверх к лагерю. Там было довольно многолюдно и пахло говном. Ледник таял, речка Актру сильно разлилась и неслась вниз широким потоком прямо по лесу. Толкаться задницами с пьяными покорителями вершин (ничего личного!:)) в наши планы, естественно, не входило. Покатавшись по степи, мы продвинулись по тракту ещё дальше на юго-восток и встали на отдых и ночлег на уже знакомом берегу Тыдтугема. Неподалёку расположилась молодая семейная пара, но мы друг другу не мешали.

Продолжение будет!
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю

• Ночная фотоохота

Ещё одна птичка из ночной серии. Серобрюхая крапивниковая камышовка (Microbates cinereiventris). Шуршит по разным зарослям от Никарагуа до Перу. Выше…

В ней есть своя прелесть. Хороших кадров на запредельных ИСО не сделаешь, конечно, но можно увидеть интересных птичек, хоть и в слабом свете…

• Томный взгляд улитки :)