Дальше стоит рассказать подробнее. Ехать пришлось без карты. Просто эта дорога ещё не указана ни на одной карте. Совсем недавно это было условно-проезжее направление. Даже отчаянные алтайские водители, берущиеся доставит вас куда угодно (часто, правда, безуспешно), не всегда соглашались ехать по этому направлению, ведущему в один единственный населённый пункт – Язулу. Язула, пожалуй, самая удалённая и «дикая» деревня на Алтае. Именно сюда едут редкие этнографы. Здесь духи, божества, древние герои и пр. являются не легендами, а частью сегодняшней жизни. Часть населения по-русски почти не говорит.
Сейчас дорогу привели в приемлемое состояние, и на внедорожнике в нормальную погоду ехать по ней можно. Поставили знаки. Мы привыкли, что дорожные знаки – почти гарантия «проезжести» дороги. На Алтае это не так. По любой дороге без покрытия вы едете на свой страх и риск. Паводки, обвалы и оползни меняют ландшафт очень быстро, что уж говорить о дорогах и мостах.
Нам, впрочем, ехалось вполне комфортно. Узкая грунтовка, местами со щебёнкой, в основном бежала по склонам над тундровыми заболоченными низинами с зарослями карликовой берёзки. Вокруг была бескрайняя тайга с большими островами белого лишайника. Грязь попадалась, но глобальных дождей давно не было и проблем не возникало. И самое главное… НИКОГО!
Не следил особо за расстояниями, но километров через 50-60 дорога поднялась на очередной перевал, после чего началось самое главное, ради чего стоило в такую глухомань ехать. Открылся неописуемый вид на Язулу, Чулышманское нагорье и ущелье Чулышмана. Одновременно начался головокружительный спуск с высоты более километра по узкой полке с крайне редкими разъездами для встречных. Очень круто! Знаменитый перевал Кату-Ярык гораздо более щадящий. Я не знаю, как рассказать, но уж поверьте – дух реально захватывало. Мы как будто упали сверху прямо к мосту через Чулышман.
На том берегу – Алтайский заповедник, занимающий огромную территорию. Практически, всю восточную часть Алтая. Там на самом деле почти нет учёных и крайне мало егерей. Говорят, что такой большой заповедник был создан вовсе не из любви к природе. Просто нужен был безлюдный район для сброса ступеней ракет. Вот они там много лет и падают. Не только в тайгу, но и во дворы Язулы. Далеко забираться на правобережье Чулышмана мы не собирались, да и проехать там можно километров шесть-семь. К тому же начался дождь. Сделав несколько снимков и немного размяв ноги, повернули обратно.
Обратно ехали гораздо быстрее – подгоняла гроза с сильным градом. Единственная машина, встреченная нами за 160 километров, был новосибирский Ниссан Патруль с парой туристов.
В окрестностях Саратана вдруг стало необычайно оживлённо. Причина – дождь. В дождь покосами заниматься нельзя, и всё мужское население высыпало на берег (на рыбалку, типа)))) и в окрестные рощи (на охоту, вроде))). Короче, весь Саратан бухал. А мы вернулись на вчерашнюю полянку на берегу Башкауса, где я опять купался почти до темноты.
Продолжение будет!