bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock
bluesrock

Алтай. Июль 2008. Ч.4 (уже серьёзнее)

Утром подозрительно заходили тучки, но дождя не было. В планах – первая в этой поездке серьёзная вылазка. Сначала путь лежал на юго-восток вдоль красивейшего Башкауса. За Саратаном перевалили небольшой, но живописный перевал. Вполне сносная грунтовка то поднималась на склон, то спускалась к самому берегу. Пару раз попадались алтайские стоянки. Людей и машин не было вообще. Километров через 30 миновали разрушенный мост, затем слияние Башкауса и Ильдугема, после чего повернули налево, в сторону Чулышмана.





Дальше стоит рассказать подробнее. Ехать пришлось без карты. Просто эта дорога ещё не указана ни на одной карте. Совсем недавно это было условно-проезжее направление. Даже отчаянные алтайские водители, берущиеся доставит вас куда угодно (часто, правда, безуспешно), не всегда соглашались ехать по этому направлению, ведущему в один единственный населённый пункт – Язулу. Язула, пожалуй, самая удалённая и «дикая» деревня на Алтае. Именно сюда едут редкие этнографы. Здесь духи, божества, древние герои и пр. являются не легендами, а частью сегодняшней жизни. Часть населения по-русски почти не говорит.
Сейчас дорогу привели в приемлемое состояние, и на внедорожнике в нормальную погоду ехать по ней можно. Поставили знаки. Мы привыкли, что дорожные знаки – почти гарантия «проезжести» дороги. На Алтае это не так. По любой дороге без покрытия вы едете на свой страх и риск. Паводки, обвалы и оползни меняют ландшафт очень быстро, что уж говорить о дорогах и мостах.
Нам, впрочем, ехалось вполне комфортно. Узкая грунтовка, местами со щебёнкой, в основном бежала по склонам над тундровыми заболоченными низинами с зарослями карликовой берёзки. Вокруг была бескрайняя тайга с большими островами белого лишайника. Грязь попадалась, но глобальных дождей давно не было и проблем не возникало. И самое главное… НИКОГО!




Не следил особо за расстояниями, но километров через 50-60 дорога поднялась на очередной перевал, после чего началось самое главное, ради чего стоило в такую глухомань ехать. Открылся неописуемый вид на Язулу, Чулышманское нагорье и ущелье Чулышмана. Одновременно начался головокружительный спуск с высоты более километра по узкой полке с крайне редкими разъездами для встречных. Очень круто! Знаменитый перевал Кату-Ярык гораздо более щадящий. Я не знаю, как рассказать, но уж поверьте – дух реально захватывало. Мы как будто упали сверху прямо к мосту через Чулышман.
На том берегу – Алтайский заповедник, занимающий огромную территорию. Практически, всю восточную часть Алтая. Там на самом деле почти нет учёных и крайне мало егерей. Говорят, что такой большой заповедник был создан вовсе не из любви к природе. Просто нужен был безлюдный район для сброса ступеней ракет. Вот они там много лет и падают. Не только в тайгу, но и во дворы Язулы. Далеко забираться на правобережье Чулышмана мы не собирались, да и проехать там можно километров шесть-семь. К тому же начался дождь. Сделав несколько снимков и немного размяв ноги, повернули обратно.





Обратно ехали гораздо быстрее – подгоняла гроза с сильным градом. Единственная машина, встреченная нами за 160 километров, был новосибирский Ниссан Патруль с парой туристов.
В окрестностях Саратана вдруг стало необычайно оживлённо. Причина – дождь. В дождь покосами заниматься нельзя, и всё мужское население высыпало на берег (на рыбалку, типа)))) и в окрестные рощи (на охоту, вроде))). Короче, весь Саратан бухал. А мы вернулись на вчерашнюю полянку на берегу Башкауса, где я опять купался почти до темноты.

Продолжение будет!
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments