bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock

Алтай в июне. Часть 3.

Утром попили кофе и поехали вниз по Чуйскому тракту. Перед перевалом Чике-Таман взяли левее, решив проехать по старой ветке перевала. Под перевалом сфотали позирующих длиннохвостых сусликов и поехали вверх. Дорога оказалась вполне приличной. Она не зарастает, благодаря таким любопытным, как мы. Замечательные виды на новую трассу, километровые столбы образца 50-х годов, серпантин вдоль скал. Приятно было прокатиться. На вершине перевала стоял лагерь горных велоэкстремалов. Они спускались на байках вниз, потом их по два-три байка поднимали вверх на верёвке джипом, потом они спускались опять. Честно говоря, я бы тоже попробовал.

После спуска погода начала портиться. Мы поели лагман в Онгудае и спросили у шофёра на Уазике дорогу на перевал Каянча. Водитель заверил нас в её непроходимости, это подхлестнуло интерес и мы повернули направо на перевал. Дорога сразу пошла резко вверх и вскоре открылся замечательный вид на Онгудай далеко внизу. Дорога становилась всё хуже и теперь можно смело сказать, что это был самый сложный перевал из всех пройденных нами на Алтае. До вершины основные трудности доставляли грязь и промоины. Камни были ещё приемлемых размеров, мы лишь пару раз сильно зацепились балками и порогами. Дождь шёл почти постоянно, но непогоду компенсировала великолепная кедровая тайга и поля цветов. Вершина перевала явно показывала, что по этой дороге мало кто ездит. Деревня внизу уже стала нежилой, актуальными остались только кедровые делянки.

Спуск вниз к Катуни стал совсем плохим. Мы бились о камни, ползли по грязи, было, честно говоря, не до съёмок. В одном месте мы промазали и свернули налево. По экстремально крутому уклону заехали на кедровую делянку. Пришлось разворачиваться практически в болоте. Спуск оттуда был непрост даже для Прадика, с его мозгами на каждом колесе. В лесу ещё лежал снег. Вскоре в дорогу влился ручей. Потом ещё один. Потом дорога просто превратилась в реку с бурным потоком. Валуны были выше порогов, езда превратилась в некое подобие бильярда. Всё стала решать геометрия. Километра за два до берега Катуни нам надоело воевать. В холодную и дождливую погоду наличие реки – скорее минус, чем плюс. Других достопримечательностей не ожидалось и мы повернули обратно. Разворот на узкой дороге, состоящей из валунов – та ещё операция. Пришлось разворачиваться с заездом на склон под крайне некомфортными углами. Прадик с честью вышел из ситуации. Обратная дорога добавила ободранных порогов и положительных эмоций. Перед вершиной перевала мы встретили пьяного русского ковбоя в ковбойской шляпе, на коне, с собакой и щенком за пазухой. «Куда вы лезете» - была его первая реакция. Мы отказались от приглашения провести время на его стоянке и поехали дальше вверх. На самом верху мы безуспешно пытались снять семью соболей, снующих совсем рядом. Они бегали очень быстро, мы не успевали навести аппаратуру. В этом году ожидается неурожай кедрового ореха, животным придётся нелегко. В этой тайге орех кормит не только птиц и грызунов, но даже волков и медведей.

Почти в самом конце спуска пошёл снег, иногда сменяющийся градом. Впечатлений для нас было уже достаточно. Мы в очередной раз перекусили в онгудайской «Фаре» и остановились в долине Урсула. Туристов в долине было, как всегда, предостаточно, но мы проехали далеко вверх. Нашими соседями были двое бийчан, отец и сын, впервые за 5 лет выбравшиеся на Алтай. Вечер был приятным во всех отношениях. Костёр и живописный Урсул, коньяк и походный супчик настраивали на философские мысли.