bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock

Алтай в июне. Часть 1.

Выехали как обычно вечером. Немного поспали у поста на въезде в республику, а потом весь день традиционно ехали на юг по Чуйскому тракту. День был жаркий, хотя местами ходили тучи. Как потом оказалось, это была наша единственная возможность погреться на июньском солнце за шесть дней.
Унылые в мае долины поражали июньским буйством свежей зелени и цветов. Правда, в степных районах травы было немного. После Онгудайского лагмана нашего драйвера прибило на «хи-хи». Мы решили, что травка в лагмане была не простая, а очень даже правильная.

На Чуе опять сфотали скифского воина. И ещё раз заявляю: наша старая песня «Fuckin’ Dima» не имеет никакого отношения к новой власти. А имеет отношение к тому мудаку, который нацарапал на воине своё имя.

В Акташе нам сказали, что всего в 50-ти километрах, в Улагане, нет света, связи и топлива, а есть сильные снегопады. В Акташе, к счастью, было тепло, а заправку переключили на дизельгенератор. Поездки в Улаган у нас запланировано не было и мы двинулись дальше по Чуйскому тракту на присмотренное в мае место для стоянки.
Остановились на ночлег на удобной поляне на берегу Чуи. С поляны открывались классные виды на пик Георгия Жукова (или пик Геодезист, не уверен), Курайский хребет и табун лошадей.

Пока я готовил ужин, пошёл дождь и подул холодный ветер. После ужина дождь превратился в ливень с градом и непрерывными молниями. Гроза не прекращалась до утра. Нам удалось снять на видео множество замечательных молний. Что удивительно, старый лиственичный пень на самом берегу, в корнях которого было костровище, продолжал гореть до утра под сильнейшим дождём. Утром после завтрака я вылил на него ведра четыре воды, чтобы погасить.
По небу беспорядочно носились облака и тучи. Иногда светило обманчивое солнце, но ледяной ветер не прекращался ни на секунду. Пришлось влезть в куртки и свитера. Ледники Северо-Чуйского хребта были полностью скрыты облаками. В Чаганузуне мы набрали воды в минеральном источнике, что оказалось делом непростым. Вода из высохшего источника текла тонюсенькой струйкой. Как обычно, ливни обходили Чуйскую степь стороной. Мы решили показать Олегу Кызылташский перевал и заодно проверить один мифический брод. Свернув с тракта и переехав Чую мы потеряли дорогу и некоторое время колесили по каменистой пустыне и сухим руслам. Потом сориентировались и поднялись на знакомый уже по майской поездке перевал. По дороге опять снимали цветные горы. Редкая зелень сделала краски ещё более фантастическими.

Дымки внизу не было и вершины Южно-Чуйского хребта предстали во всей красе, а цвет Чуйской степи стал более тёплым. Мы немного помёрзли на вершине перевала, спустились вниз и выбросили из головы всякие мысли о броде. Ленивый, прозрачный и мелководный Чаганузун в июне превратился в широкий и бурный ледниковый поток. Наш путь на другой берег теперь лежал через Ортолык. Встреченный по дороге пьяный пастух долго напрягался, пытаясь вспомнить русские слова, но вспомнил только «горный алтай» и «4 на 4», после чего отправился с женой делать детей прямо на дороге в старом Уазике.

В Ортолыке мы повернули направо, опять переехали Чую по двум мостам и поехали по Чуйской степи на запад. Сначала попадались небольшие озёра, потом степь стала совсем сухой и каменистой. Над дорогой летали орлы, по обочинам бродили журавли-красавки. Когда мы уже подъезжали к правому берегу Чаганузуна, со стороны Северо-Чуйского хребта налетели снежные заряды. Мы убегали от них, а они покрывали степь и ближайшие склоны тонким белым ковром, который мгновенно таял. Особо крупный заряд задержался на противоположном берегу, с которого мы уехали около часа назад. Километров через тридцать показался Бельтир.

Бельтир был почти полностью разрушен землетрясением 2003 года, поскольку находился в самом эпицентре. Сейчас посёлок перенесли на новое место. В старом Бельтире осталось совсем мало жителей и выглядит он плачевно. Прямо в посёлке находится слияние рек Чаган и Талдура, после которого и образуется Чаганузун. Мы переехали по мосту на левый берег и поехали вверх по Талдуре. Река Талдура берёт своё начало от самого крупного на Алтае Большого Талдуринского ледника. Во второй половине лета мы собираемся совершить большой бросок по её долине. А сейчас проводили ближнюю разведку. Каменистая дорога то поднималась на склон, то спускалась к реке. Рядом паслись стада линяющих верблюдов. Тут же мы попали в пыльную бурю. В это время самый интенсивный период таяния ледников. Талдура разлилась по всей долине множеством ручьёв и рукавов. Ручьи ледниковой воды, впадающие в неё со стороны Северо-Чуйского тоже были очень полноводными. Ехать по воде, не видя дороги, было некомфортно. Кроме того, навстречу со стороны ледника дул холодный ветер и надвигалась гроза. Явно со снегом. Ночевать под снегопадом на такой высоте в наши планы не входило. Проехав ещё немного, мы развернулись и практически без остановок спустились в «тёплые края». Почти до Ини. Я только снял два дерева, которые фотографировал зимой во время жестокой ледяной бури. Можно сравнить.

Добравшись до Катуни, мы встали на отдых на высокой террасе вот с таким замечательным видом:

Продолжение следует.
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю, животные

• Вдогонку к предыдущему

Мы, глядя на древние артефакты, забываем о том, что они когда-то были новыми и выглядели соответственно. Представляем себе древних, гуляющих вдоль…

• Этно

Не помню, показывал или нет традиционное плетение индейцев-гуарани. С этой штуковиной у меня хорошие воспоминания связаны. Когда мы гуляли по…

• Всякая всячина

Оставшиеся картинки из перуанского Мольендо. Я считаю, для бёрдинга на тихоокеанском побережье местечко обязательное. Мы там в разведке были, времени…