Дальше разбитая дорога пошла по территории маральника. Мы открывали ворота, проезжали, закрывали ворота. И так несколько раз. В очередном урочище дорогу нам преградило огромное стадо маралов. Они вплотную обступили машину, громко и тонко попискивали явно в надежде на кормёжку. Позировали они долго, удалось снять на фото и видео.
Через несколько километров после маралов было желание повернуть обратно, но мы уже проехали бОльшую часть пути, жаль было потраченных сил и времени. И тут появилась вершина перевала с потрясающим видом на хребет Куминские Белки.
На крутом спуске дорога почти совсем исчезла. Было очевидно, что в этом году по ней ещё никто не спускался. Прошлогодняя колея с трудом угадывалась среди промоин, грязи и колотого камня. Появились сомнения, туда ли мы вообще едем, но спуск был гораздо короче подъёма, и вскоре появились ороктойские стоянки, заборы и поля.
В Ороктое нам сказали, что местные ездят по перевалу только летом и на тракторах. Лишь в крайних случаях на Нивах.
За Ороктоем уже начиналась чемальская курортно-туристическая зона. Времени у нас было полно и мы с удовольствием загорали и катались по берегам Катуни. Тем более, что опять подписаны какие-то бумаги и всё это скоро будет дном водохранилища Катунской ГЭС.
В Чемале была тьма туристов, а вокруг горели горы. Дым от пожаров накрыл всю долину. Мы переночевали в небольшом мотеле с банькой и без проблем вернулись в Новосибирск. Гаишники на обратном пути останавливали ещё чаще. Машина была очень грязной и исцарапанной.