bluesrock (bluesrock) wrote,

Часть шестая: http://bluesrock.livejournal.com/67151.html
Часть седьмая: http://bluesrock.livejournal.com/67346.html

Часть восьмая:

Дорога на Усть-Кан сначала идёт по долине Урсула. Место тоже любопытное, хотя и довольно населённое. Опять множество курганов и стел. Говорят, есть и писаницы, но я не знаю точно где. Без проводника определённо не найти. Живности тоже хватает. Журавли встречаются и тут. Мы пытались сфотографировать огромного чёрного аиста, но близко к себе он не подпустил. По поводу сооружения на фото через много лет археологи будущего напишут: «Культовое сооружение так называемой коммунистической культуры. Точное предназначение неизвестно». Неизвестным оно осталось и для алтайцев. По всей республике стоят невостребованные, бесполезные и разрушенные стационарные фермы советского периода. Нафига они нужны в районе с тысячелетними традициями отгонного скотоводства, одному Ильичу известно. Скоро совсем разрушатся. А памятники, которым четыре – пять тысяч лет всё ещё стоят.

Потом дорога пошла вдоль реки Ело. На подъезде к Ябоганскому перевалу опять полил дождь. Влажность заметно повышается, травостой всё лучше. Впервые съехать с дороги проблематично не из-за камней, а из-за грязи. По берегам ручьёв появились обширные заболоченные поймы.

Мы переехали небольшой Ябоганский перевал и сразу около его подножия свернули влево в лес. Через несколько километров прямо по трассе находился Ябоган, за ним – открытая степь. Ночевать в степи без дров не хотелось, 300 километров с небольшим, которые мы проехали за этот день, показались нам достаточными. К тому же, на завтра была запланирована интересная поездка. Район Ябоганского перевала был самой удобной стартовой площадкой. Мы поехали по заросшей дорожке, оказавшейся дорогой старого перевала. Проехали совсем немного и чуть не наехали на два подросших выводка глухарей. Теперь я понимаю охотников, которые говорят, что можно пройти в двух шагах от глухаря и не заметить его. Если бы они не ходили прямо по дороге, мы бы не обратили внимания на тёмные «коряжки». Они замирают и становятся неотличимы от остальных коряг и веток. Их было много и улетать они не собирались. Тихо, но очень быстро растворились в траве и кустах.

Загадка «Найди птицу».

А вот они.

Пологий и достаточно прямой Ябоганский перевал раньше был довольно извилистым серпантином. Там, кстати, летит молодой глухарь, которого мне всё-таки удалось поднять на крыло.

Дорога перевала постепенно пошла в непосредственной близости от новой дороги, и мы решили поискать более спокойное место. Буйство трав и высокая влажность позволили предположить, что у протекающей внизу речки будет сыровато (мы ещё от степей не отошли), и мы двинули просто без дороги по лесному склону. Лес был очень красивым. Ели, лиственницы, даже иногда берёзы. Заросли ягодных кустарников, грибы и цветы. Высота лиственниц просто аномальная. Толщина стволов – тоже. Трава высокая, приходилось смотреть в оба, чтобы не напороться на пень. Заехав довольно высоко, мы разбили лагерь на более-менее ровной поляне. Вид был очень живописным. Спать в палатке Олегу, думаю, было не очень уютно. Шорохи по густым кустам, непонятные звуки. Какая-то птица (так можно предположить по перемещению звука) орала весь вечер. Такой звук, как будто медведь решил передразнивать собаку. Полурычание, полулай. Не знаю, кто это был. Я не силён в голосах птиц.

Переночевав и вдоволь наевшись ягоды, мы спустились с гостеприимной горы на дорогу. За Ябоганом началась очередная степь. Я не встречал нигде её географического названия, но ещё во время центрально-азиатской экспедиции Рериха Елена Рерих писала про эти цветные поляны. Здесь всё также и осталось. Это не похоже на выжженные сухие степи Чуйского тракта и долины Чулышмана. Сочная трава и разноцветные поля цветов, низкие пологие холмы. Очень красиво. Ну, и журавли-красавки. Куда без них? Тоже мне – краснокнижная птица!

Усть-Кан отличается от других райцентров большим количеством бомжей, которые кучкуются в центре посёлка точно так же, как в крупных городах. Сколько раз проезжали – всегда одно и то же. В местной «гостинице» не оказалось воды. Баня опять обломилась. Мы перекусили, я выпил чашку алтайского чая с маслом или сливками и солью. Давно хотел попробовать, оказалось, этот напиток я пил всё своё детство. Как сейчас помню свою бабку: «Иди пить казахский чай»! Закончились газовые баллоны для горелки, которую мы использовали для приготовления кофе. Баллонов не было ни в одном магазине по всему Алтаю.
В Усть-Кане дорога поворачивает налево – на Усть-Коксу и Тюнгур. Другая дорога идёт направо, вниз по реке Чарыш, через Усть-Кумир и Коргон в Казахстан. Там в долине Кумира есть популярное место под названием Девичьи плёсы. Про эти места нам год назад рассказала Ольга – хозяйка базы на озере Балыктукёль. Сказала, что это её любимые места на Алтае. Потом я читал результаты опроса, по которым следовало, что долину Чарыша считают лучшим местом на Алтае большинство Алтайцев. По Чарышу сплавлялся во время отпуска в 2002 году Путин с дочерью. Река спокойная. Президенту ничто не угрожало. Вот эти места мы и решили осмотреть, повернув от Усть-Кана направо.
Наша двухнедельная поездка охватила почти весь «проезжий» Алтай. А ведь каждая алтайская долина уникальна и сама по себе заслуживает двухнедельной поездки. Долина Чарыша на участке Усть-Кан – Коргон – не исключение. Не знаю, что привлекает в ней алтайцев, но она очень «тёплая». Луга с потрясающим горным разнотравьем, поля и всевозможные леса. Лучшие на Алтае пасеки и спокойный Чарыш с удобными для стоянки берегами. Чарыш в отличие от других алтайских рек впадает непосредственно в Обь, минуя Катунь и Бию.

В последней деревушке перед устьем Кумира купили на пасеке мёд и медовуху. По пути туда распробовали, на обратном пути купили ещё. Мы всегда приобретаем на Алтае мёд. Такого не попадалось ещё никогда. И ещё теперь знаем, что такое настоящая хорошая медовуха. А ведь раньше нас устраивала в Сростках.

Хозяева пасеки очень приятная семья алтайцев. Алтайцы-пчеловоды нам встретились впервые. На вопрос о бане они отправили нас на свою пасеку в четырёх километрах от деревни, при которой есть домик для туристов и баня. Мы решили заехать туда на обратном пути. Местные алтайцы-гаишники, скучающие на скамейке около пасеки на вопрос о километраже до Девичьих плёсов пожимали плечами, переглядывались и делали традиционный полукруг рукой: «Там».
Да, чуть не забыл, не доезжая этой деревни, мы опять чуть не наехали на глухарку с выводком. На этот раз на совсем уж накатанной дороге.

Перед мостом через Кумир повернули налево и поехали вверх по узкому ущелью. Место действительно красивое. Кумир то сжимается скалами, то разливается широкими живописными каменными плёсами. Дорога местами очень круто поднимается на стометровую высоту, затем спускается к самой реке. Дорога, конечно, не перевал Тёплый ключ, но на низком седане можно ехать, только если уж совсем машину не жалко. Жаль, конечно, что удобные для стоянки поляны на берегу Кумира основательно загажены. Впрочем, мы тут задерживаться не собирались. После осмотра долины поехали в баню на пасеку. Пока катались по Кумиру, шёл дождь. Последний за эту поездку.

Пасека с баней и гостевым домиком стояла в смешанном лесу на берегу чистой речки. Выбегая из бани, мы прыгали в ледяную воду. На этой пасеке можно хорошо отдохнуть семьёй. Если есть желание, можно взять лошадей и прокатиться вверх по ущелью. Сторож уверял нас, что оно не менее, если не более красиво, чем долина Кумира. Но на машине туда не проехать.

Заправившись в Усть-Кане, мы свернули на дорогу, ведущую в Усть-Коксу. Несколько километров асфальта, затем нормальная щебёнка, но в прошлом году она была менее разбитой. Слева была видна Усть-Канская пещера, в которой несколько лет ведутся археологические раскопки.

Миновав Кырлыкский перевал и деревню Сугаш, мы оказались перед закрытым шлагбаумом погранпоста. В прошлом году мы беспрепятственно проехали по этой дороге. Никакого поста не видели. Хотя, я и слышал о том, что здесь начинается пограничная зона. Вообще-то, граница поблизости только с Казахстаном. До монгольской и китайской пройти вряд ли возможно. Да и район туристический. Соответственно, режим попроще. Пропуск нам оформили прямо на месте. Во время оформления в маленьком вагончике поста пограничники смотрели немецкую порнуху. Нормальная служба.
Нам пожелали счастливого пути и мы поехали дальше. Здесь начинается район, где русских явно больше, чем алтайцев. Так, во всяком случае, мне кажется. Да и русские названия сёл встречаются чаще алтайских. По пути решили заехать в село Амур, где в этом году разместили свою базу знакомые биологи. Олега очень вдохновляла перспектива пьянки с орнитологами, к которым у нас накопилось немало вопросов.
Местный мужик на мой вопрос «где остановились учёные» сделал ну очень умное лицо и задал гениальный вопрос: «Какие»? И это в деревне в несколько домов. Узнав, что орнитологи, долго чесал в затылке, закатывал глаза к небу, потом, якобы вспомнив, показал на нужный дом. Орнитологи ровно за два часа до нашего приезда переправились на правый берег Коксы и ушли на неделю на белки. Солнце клонилось к горизонту, мы немного покатались по широкой долине Коксы и встали на ночлег на берегу речки Юстик около полуразрушенного мостика старой дороги.

Утром мимо нас на ближайший склон проехали охотники. Много не стреляли. Три выстрела им оказалось достаточно.
Сразу за Юстиком с дороги открывается великолепный вид на реку Кокса, по берегу которой дальше дорога и идёт.

Затем мы проехали перевал Громотуха, где традиционно набрали в ручье чистейшей воды, и въехали в Усть-Коксу.