bluesrock (bluesrock) wrote,

Часть вторая: http://bluesrock.livejournal.com/66176.html
Часть третья: http://bluesrock.livejournal.com/66453.html

Часть четвёртая:

Когда мы подходили к Учару, я сказал, что если бы знал реальное расстояние до него, ни за что бы не пошёл. Сейчас, сидя на диване, думаю, что не прочь бы прогуляться туда ещё. Знаю, что меня остановит: огромное количество неосвоенных алтайских троп. Что интересно, ни на следующий день, ни через день не болела ни одна мышца. Вообще.
По плану мы должны были срываться с места не позже 6 утра, чтобы к 9 или к 10 быть в Акташе у пограничников. Надо было оформлять документы в погранзону. Но, учитывая неслабую нагрузку предыдущих суток, решили использовать один из двух резервных дней. Неспеша покататься и отдохнуть. Встали чуть позже, свернули лагерь и поехали обратно. Перед выездом из долины я снял ещё один мост.

Подъём на Кату-Ярык мне удалось удачно снять на видео. Половина из тех, кто посмотрел, честно призналась, что их туда никакими коврижками не заманишь. А есть и альтернатива. Официально, перевозка пассажиров по этому перевалу запрещена. Сам не видел, но говорят, что перевозчики турфирм высаживают пассажиров, и те идут три с половиной километра по крутейшему уклону пешком. А мы совсем расслабились. За три года и несколько поездок сюда же машина настолько убедила нас в своей неприхотливости, что мы при жаре выше 30 градусов включили на всю катушку кондиционер и на полностью загруженной машине пошли на затяжной подъём. К середине перевала двигатель чуть не перегрелся. Хорошо, вовремя заметили. Пока мы в одном из карманов остужали двигатель, мимо ушли вверх совершенно пьяные алтайцы на УАЗике-буханке. Когда мы забрались наверх, их двигатель тоже кипел. А они в это время продолжали бухать. Замечу, что за две недели поездки не видели на дорогах ни одного гаишника. Традиционно поснимали сверху. Фоток уже полно, но освещение всегда разное.

Потом попили кофе на таёжной дороге, подышали хвойным воздухом и спустились в Улаган.

Перекусив в местной кафешке, увидели, что дверь в расположенный в центре музей пазырыкской культуры ОТКРЫТ. Не могу точно сказать, сколько раз бывал в Улагане, но могу сказать точно: музей всегда был на замке.

Встретивший нас в музее молодой алтаец в костюме уверял, что музей работает ежедневно в обычное рабочее время. Заплатив по 15(!) рублей побродили там. Можно с уверенностью сказать: из расположенных в 15 километрах курганов этому музею не досталось ничего. Вот вся витрина с подлинниками. Понятно, что о серьёзных экспонатах не может быть и речи.

Вот копия китайской колесницы, оригинал которой находится в Эрмитаже.

Зато нам показали странной конструкции самогонный аппарат для производства местной араки.
Шиномонтажки в Улагане не оказалось, а заезжать в соседнюю Чибилю, где она, якобы, есть, было лень. Мы поехали в сторону Улаганского перевала без запасного колеса.
Не доезжая вершины перевала, мы свернули направо, где всего лишь в 500 метрах расположено потрясающее озеро Балыктукёль. Оно окружено кедровой тайгой и про незаметную дорожку, ведущую к нему, мало кто знает. Озеро несколько лет назад взяла в арену семья улаганских алтайцев. Разводят рыбу, охотятся, принимают рыбаков и туристов. Размер озера 2 на 3 километра. Глубина – до 36 метров. Водится форель, пелядь, хариус и небольшие сомики-мульганы, являющиеся естественным кормом для остальных рыб. Вокруг озера много соболя, косуль и прочей живности. На высоте около 1900 метров вода всегда удивительно тёплая и чистая. Ноги видно даже когда стоишь в воде по шею. Грибы, ягоды, кедровые шишки. Рай. Непосредственно у берегов кедровая тайга стоит на мощной торфяной подушке. Если кто не знает, на торфяных болотах можно взять кружку, надавить ею на торф, и пить самую чистую в природе воду. Кроме того, что торф является антисептиком, он окрашивает воду в тёмный цвет. Может, поэтому она лучше прогревается. А может, на дне есть тёплые источники. Мы купались и гуляли по очень красивому кедровому лесу.

За ужином ели свежую пелядь. Эта разновидность мелкая, но очень вкусная.

Ольга (хозяйка базы) жаловалась, что туристов в этом году почти нет. Но у Натальи есть такая особенность: за ней всегда выстраивается очередь. Везде: в магазине, в туалете, в банке и т.д. Вот и здесь. К вечеру приехал Камаз МЧС с французами, инструкторами, переводчиком и одним из бывших министров республики. А уже совсем к ночи подтянулись восемь(!) машин с новосибирскими туристами. Туристы просто отдыхали, а с МЧСовским камазом (подчинённые Шойгу на Алтае не прочь подзаработать на туристах) – другая история. На нём приехали представители альпийской турфирмы, изучающие инвестиционный потенциал, а с ними вышеупомянутый «бывший», явно пытающийся развести их на бабки. Помните Остапа и Нью-Васюки? Один в один! Пел развесёлые песни и французам, и хозяевам базы – алтайцам.

Потом сходили в баньку. На многие десятки километров вокруг нет ни одной берёзы. Вот нам и предложили веники из карликовой берёзки. Этот веник меня просто умилил. Жаль, не положил ничего для масштаба, но размер его – раза в три меньше обычного.

Для ночлега нам предоставили уютный двухэтажный домик с роскошными диванами. Это была единственная наша ночёвка не в машине и палатке за две недели путешествия.

Утром инструктор французов орал во всю глотку, задрав голову в небо. Перебудил всю базу. Мы быстро собрались и попрощались с гостеприимными (а это действительно так, рекомендую) хозяевами. За днёвку, ночлег, стоянку, баню и ужин мы заплатили на троих 1000 (!) рублей.
В 9:30 мы были уже в акташском погранотряде. Оформление документов в погранзону заняло чуть больше часа. Полковник Тарабанько решил провести инструктаж, выбрав меня старшим группы. Инструктаж состоял из двух фраз: с маршрута не отклоняться, дикоросы не рвать. Фразу про дикоросы мы ещё вспомним не раз. Но всё по порядку.
Перекусили в местной забегаловке, в которой с утра бухали вахтовики, починили в шиномонтажке пробитое колесо, пополнили запас продуктов и двинули по Чуйскому тракту дальше на юг. Дальнейшей задачей был выбор места для ночлега и старта завтрашнего броска на Укок. Кстати, дальнейший маршрут проходил на приличной высоте, поэтому, кроме обычных тушёнок мы взяли с собой Доширак. Как известно, температура кипения воды на высоте далеко не 100 градусов. Варить в кипящей 80-градусной воде картошку, например, можно очень долго и не очень успешно.

Выехав из Акташа, мы поснимали журавлей-красавок. Птенцы уже выросли до размера родителей, но до взрослой кондиции не оперились. Краснокнижная красавка, между прочим, очень обычная птица на Алтае.

Проехали развалины недостроенной (к счастью) Катунской ГЭС, купили у дороги кумыс. Такого я ещё не видел. Местные деятели приспособили под полевую кухню обычный УАЗ-буханку. Внутри стоит газовая плита с баллоном, холодильник, столики. Лепят и готовят беляши. Рядом в ручье лежат пластиковые бутылки с холодным кумысом. Жажду утоляет просто замечательно. Затем въехали в курайскую степь с великолепными видами на Курайский хребет слева и на Северо-Чуйский – справа. Сколько ни проезжали, ни разу не удержались, чтобы не остановиться и не поснимать.

Сразу за Курайской степью свернули налево по ручью Тытугем (как на указателе) или Тыдтугем (как на картах). Проехали немного вверх и подъехали к берегу, объезжая пни и камни. Идеальное место для стоянки. Лиственичный негустой лес, живописный чистый ручей, стекающий со склонов Курайского хребта, уютная поляна на берегу. Вид на степь и ледники. Похожие леса часто называют лиственично-парковыми. Не знаю, что это означает.

После ужина долго сидели у костра. Кстати, забыл написать о нашей небольшой группе. Кто ещё не понял, я – идеолог, штурман, костровой и повар. По совместительству гид-переводчик. Олег – завхоз и летописец. По совместительству – грузчик. На протяжении всех 3 700 километров поездки за рулём Ниссана бессменно находилась Наталья. Прекрасный драйвер. Ещё один камень в огород мужского шовинизма.

Продолжение следует.
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю, Птицы, животные

• Ночная фотоохота

Ещё одна птичка из ночной серии. Серобрюхая крапивниковая камышовка (Microbates cinereiventris). Шуршит по разным зарослям от Никарагуа до Перу. Выше…

• Перу. Титикака

Ну и последние картинки с озера. Название произносится "титик'ак'а" (не знаю, как по-научному называется это взрывное "к"). И название это, кстати,…