bluesrock (bluesrock) wrote,

Часть первая: http://bluesrock.livejournal.com/65793.html
Часть вторая: http://bluesrock.livejournal.com/66176.html

Часть третья:

Итак, мы пробили колесо, что неудивительно. Мы проехали уже больше ста километров по камням и колотому щебню. Выгрузили багаж, заменили колесо, поехали дальше.

Подъехав к месту предполагаемой стоянки мы обнаружили рядом группу земляков на Прадо и Сёрфе. Это было очень даже кстати. Надо было оставить машину под присмотром во время похода к водопаду. Соседи тоже обрадовались по той же причине. Мы собирались идти на следующий день, а они решили выйти с ночёвкой немедленно, пообещав утром часов в 11 вернуться обратно. У меня были сомнения на этот счёт, но выбора не оставалось. Мы взяли под охрану два джипа и принялись за осмотр окрестностей.
Урочище Аккурум представляет собой степь в расширении узкой долины. Длина примерно 5 километров (на глазок), ширина – около двух. Это излюбленное место турстоянок. Причин несколько. Удобный берег, кое-где даже с песком, ровная степь, на которой дети запускают змеев, играют в мяч и т.д., и самое главное – непосредственная близость двух самых известных достопримечательностей нижней части долины Чулышмана, коими являются Чульчинский водопад (Учар) и каменные грибы. Мне лично больше нравится урочище Кату-Ярык, расположенное сразу под перевалом. Там меньше туристов и мусора, больше дров и водопадов. Красиво. Но оттуда на Учар не пойдёшь.
Олег полез на гору, Наталья взяла у местных индейцев на прокат лошадь, а я принялся за бесполезный эксперимент с «американским» герметиком для колёс. Потерпев фиаско, я засунул пробитое колесо на место и приготовил ужин.

Олег с местными индейцами. Индейцы просили сок и хотели получить заработанную сотку мелкими купюрами. Вообще, удивительно. Они носятся галопом на лошадях с сёдлами и без сёдел в китайских сланцах на босу ногу. Кто имел счастье долго ездить на коне без практики, тот меня поймёт. Впрочем, с другой стороны, чему удивляться. Каждый теленгит в шесть лет получает своего личного коня (эти ребята, я подозреваю, телесы, хотя, кто их разберёт).

Устье Чульчи, по правому берегу которой нам предстоял завтрашний поход. Вернее, это один из рукавов устья.

Пока мы ужинали и добивали остатки медовухи, неподалёку приземлилась группа кемеровчан на трёх машинах. У нас появилась возможность для манёвра. Остаток дня мы купались и наблюдали забавную картину рыбалки. Один из новых соседей безуспешно бросал удочку в течение часа. Любопытные индейцы глазели на это безобразие. Когда мужик, не выдержав, обратился к ним с вопросом, те взяли удочку, за пять минут вытащили двух отменных хариусов и отдали удочку обратно. После чего всё началось сначала.
Ночь была тёплой и спокойной. Долина Чулышмана очень низко и глубоко расположена. Здесь тепло, а дожди просто отбрасываются в сторону. В нескольких сотнях метров, над нагорьем льют ливни и сверкают молнии, а над Чулышманом голубое небо. Так бывает почти постоянно.
Я лёг спать поздно, а утром проспал вылазку к каменным грибам размером с трёхэтажный дом, находящимся всего в двух километрах от лагеря. Дело в том, что их можно снять только в семь утра (если не переплывать Чулышман). Остальное время они находятся в тени горы. Олег с Натальей будить меня не стали.

Новосибирская группа к обещанным 11 часам с водопада не вернулась. Я договорился с кемеровчанами, перепоручил им автопарк и мы достали лодку. В двух километрах находилась алтайская стоянка, на которой брали 300р за лодку в каждую сторону. Но нам не хотелось шагать лишних четыре километра, ещё и заплатив за это 600 рублей. Решили переправляться на своей резиновой двухместной Уфимке. Спустили лодку в зарослях облепихи, усадили в неё упирающуюся Наталью, боящуюся лодок больше всего на свете, и переплыли реку по бурунам со сносом метров в 50. На другом берегу стояли палатки сплавщиков и одинокий сторож оных. Сами сплавщики заночевали где-то на порогах. Подкинув сторожу лодку, мы отправились по незнакомой тропе к водопаду. Если вы возьмёте пять источников, вы получите пять разных расстояний от устья Чульчи до водопада. Никто точно не знает километраж. По нашим (и не только) прикидкам, идти непосредственно от устья надо 11 километров по тяжёлой тропе. Мы этого не знали и пошли налегке. Бутылка с водой, фото-видео, несколько бутербродов. Положа руку на сердце, мы знали только то, что тропа должна идти по правобережью. Сначала пересекли довольно широкую каменистую степную равнину с сохранившимися каналами древней оросительной системы.

Жара была за тридцать. Переплыв Чулышман, мы оказались на территории Алтайского заповедника, находиться в котором без разрешения запрещено. За разрешение нужно что-то там платить. Офис заповедника находится в недоступной глуши на Телецком озере. Заранее мы, конечно, не подсуетились. Егерей до самого водопада, кстати, так и не увидели. Вот и славно. В прошлом году они, говорят, не сходили с тропы. А тропа поползла вверх по склону и дальше почти до конца шла в 100 метрах над урезом воды. Внизу ревела Чульча, постоянно спускаясь порогами. Мы, соответственно, шли вверх, преодолевая локальные подъёмы, спуски, осыпи и броды. Сначала тропа была достаточно широкой, потом идти приходилось над обрывом по полочке в ширину стопы. На сыпухах не за что было ухватиться. Достаточно скользнуть ноге и… 100 метров, напомню. Всего по пути было шесть бродов, выше и ниже тропы представляющих собой обычные водопады. В каждом мы обливались водой и пили её же вёдрами. Шли бодро, не подавая вида, но, как потом выяснилось, у всех была в этом пути какая-нибудь индивидуальная жопа. Мне, например, периодически не хватало дыхалки (а Минздрав предупреждал), плюс, я был замыкающим, и идти приходилось не в своём темпе.

Переходить по этим прогибающимся брёвнам было неуютно. Держаться не за что, а ручей в трёх-четырёх метрах ниже отвесно обрывается в реку. Здесь же мы уронили в ручей одну из фотокамер. Камера выжила.

Где-то на середине пути мы встретили охреневших соседей по лагерю. Они были злы, немногословны, и выражали сильное сомнение в том, что мы вернёмся в тот же день. Ещё бы им не злиться. Ни один идиот, зная сложность и опасность тропы, не взял бы туда десятилетнюю девочку. В нашем же направлении шла ещё одна группа из четырёх человек в сопровождении проводника-алтайца. Турфирмы тоже не страдают ответственностью, отправляя на подобную экскурсию неподготовленных балбесов, вроде нас. Половина той группы повернула назад перед первым же скальным прижимом с верёвками. Всего в тот день на маршруте находилось пять небольших групп. Три из них с инструкторами. Скальный прижим оказался не страшным. Хотя опора для ног и на полстопы не потянет, и пропасть внизу шансов не оставляет, но ощущение прочной верёвки в руках придаёт достаточно уверенности. А вот спуститься к прижиму, не имея с собой верёвки - проблематично. Нам повезло, что именно в этом месте и в это время мы наткнулись на встречную экипированную группу.
Снимать особо было некогда, курить вообще не хотелось. Медленно, но верно мы добрались до цели. Часто Учар называют самым большим водопадом на Алтае. Не верьте. Формально, Учар водопадом не является. Это каскадное падение реки с высоты 160 метров. Открыли его только в 70-х годах. Да и возник он недавно – немногим более ста лет назад. Огромная скала, обрушившись, полностью перегородила долину. Река пробила себе новую дорогу. Вода несётся сверху, струится меж камней. Реально, там десятки водопадов и водопадиков. Снимки меня разочаровали. Они не дают никакого представления об этом месте. Большая река с рёвом обрушивается с огромной высоты. Шум стоит такой, что в 50 метрах от каскада друг другу даже кричать бесполезно. Валуны, по которым бежит вода, размером с пятиэтажки. Я снимал водопад на видеокамеру и комментировал съёмку. Так вот, моего голоса на записи нет. Совсем. Ни намёка. Перед водопадом есть поросший деревьями остров с оборудованной костром и навесом стоянкой. Есть даже специальный пакет для мусора. С острова очень удобно наблюдать за водопадом, а также купаться. Можно и заночевать. Но мы, напомню, были налегке. Отдохнув чуть больше часа, мы пошли обратно.

Пару раз теряли почти невидимую тропу, но быстро находили. Возвращаться было гораздо легче. Второе дыхание, дорога вниз, жара спала… Не знаю. Но я даже курил. Немного поцарапались о камни и кусты, поматерились на крапиву двудомную, пару раз треснулись лбами о брёвна над тропой. В общем, без особых проблем. Вид того, что весенняя вода нанесла на склон, вызывал уважение. Брёвна, огромные камни, осыпи. Мощь! Один раз пошёл небольшой дождь, но быстро закончился.

Солнце клонилось к закату, мы ускоряли шаг, но когда спускались к равнине - совсем стемнело. Хорошо, что камни на равнине почти все белого цвета. Наталья, правда, со своим зрением пошла совсем медленно. Не меньше часа мы почти вслепую пробирались к реке. Когда я сказал в лагере сплавщиков, что забираю лодку, вид у них был тот ещё. Наталья тоже до конца не могла поверить, что мы поплывём ночью. Спустили лодку к берегу, сели, прицелились на костёр кемеровчан, поплыли. Не было видно ничего. Совсем. Костёр пронёсся с бешеной скоростью, и мы потеряли даже берег. Только интуитивно гребли в нужном направлении. Долго казалось, что лодка вообще стоит на месте, но потом стало так трясти, что скорость почувствовали все. Уже у самого берега через лодку стала перехлёстывать вода и по дну бить камни. Рядом были перекаты. Только не думайте, что я сумасшедший. Ещё днём я внимательно осмотрел русло на предмет серьёзных опасностей. Не знаю, на сколько нас отнесло течением, ночью трудно было оценить. Когда пришли к лагерю, соседи были порядком удивлены. 22 километра горной дороги и ночная переправа через вполне серьёзный Чулышман показались им (и нам) неслабым приключением. После этого я ещё и суп сварил. И - баиньки. Олег, правда, успел за ужином основательно «наснимать стресс», что ж, крепче спал. Тем более, что тут как раз и вылезла ярчайшая полная луна. Нет, чтобы двумя часами раньше!

Продолжение следует.
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю

• Ужасы сельской жизни

Скво: - Завтра во дворе три пиона посажу. Я: - Что-о?! Кто такой Трипион? Мне уже не по себе. Выходишь ночью покурить, а там Трипион сидит. Он хоть…

• Это "папа ловит рыбу"

...а не то, о чём вы подумали. Внучка нарисовала.

• Я на это смотреть не могу

Спрятался в дом нафиг. По моей травке-муравке ездят бульдозеры, экскаваторы и камазы, выравнивают территорию. Ландшафтные работы. Чтобы навести одну…