bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock
bluesrock

Алтай-X-Trail-Тур. Часть 2.

Часть 1 читать здесь: http://bluesrock.livejournal.com/65793.html

Часть вторая.

Посёлок Акташ расположен примерно в 810 км от Новосибирска. Он сильно отличается от обычных алтайских сёл. Это довольно стандартный рабочий посёлок, в котором живут горняки и пограничники. Неподалёку находится месторождение ртути, на котором и работало население. В начале 90-х месторождение было закрыто. Часть рабочих сейчас вахтовым методом работает на небольшом калгутинском молибденовом руднике и на небольшой же фабрике при нём (больше похожей на обычный сарай). Остальные, похоже, просто бухают. В магазинах продукты дают под запись. Здесь же расположен погранотряд, охраняющий три границы. В Акташе мы, предварительно заправившись по горловину, свернули с Чуйского тракта на восток и распрощались с асфальтом.


Дорога идёт по одному из самых узких и глубоких «проезжих» ущелий из всех нами встреченных. Рядом вьётся река Чибитка. Её постоянно переезжаешь по многочисленным мостам. Через 8 километров дорогу сжимают красные скалы, в которых она прорублена. Это место называют Красными воротами. Туристов, путешествующих по Чуйскому тракту, специально привозят сюда, делая небольшой крюк.


Вскоре за Красными воротами дорога выходит к мёртвому озеру Чойбеккёль. Туристы и местные жители говорят, что в нём нет жизни по причине высокого содержания ртути. А по словам учёных в него проникает так мало света, что его просто недостаточно для жизни организмов.


Дальше идут озёра более чем живые. Дорога поднимается к горной тундре с множеством озёр. Населённых пунктов здесь нет, но часто приезжают рыбаки. Холодный воздух, ковёр карликовой берёзы, принесённые ледником огромные камни. Энергетическое место.


Курганник на озере Узун-кёль.


За озером Узун-Кёль – последний подъём, и мы на вершине Улаганского перевала. Здесь на высоте 2 100 метров тоже расположено озеро. Называется «Перевальное». В этом году на его берегу расположились две группы туристов. Холодные на этой высоте ночи и не очень оживлённая дорога им явно не мешали. Озеро вполне пригодно для купания. Мы проверяли.


С перевала видно, что на Улаганском нагорье лежат облака. Когда мы спустились, небо было уже ясным.


После перевала дорога долго идёт вниз по хвойной тайге с лишайниками, брусничником, рыжиками и прочими прелестями. Улаганская тайга – одно из лучших и труднодоступных охотничьих угодий. Но мы не охотники, если не сказать больше. В тайгу мы ещё вернёмся позже. А пока спускаемся в долину Башкауса и въезжаем в райцентр Усть-Улаган, населённый теленгитами. Русских нет вообще (ну, единицы, может быть).


Улаганский район туристы не очень любят. Часто пугают друг друга «злыми теленгитами» на конях и с ружьями. Могут, якобы, обобрать и имущество повредить. Правда или нет? Могу основываться на услышанном от бывалых людей и на собственном трёхлетнем опыте отдыха в этом районе. Места действительно диковатые, население тоже. Ещё не так давно даже дороги сюда не было. До ближайшего промтоварного магазина ехали до 4-х суток. И сейчас к туристам не привыкли. Власть здесь не очень вмешивается в традиционный уклад, да и вообще её не видно. Машины сплошь без номеров. Ружья у всех поголовно. Традиции, верования и легенды сохранились.
В 90-х годах здесь появились банды вооружённых «апачей», которые перекрывали дороги, требуя с проезжающих плату за проезд. Не слышал, чтобы кто-нибудь из приежих пострадал реально. А вот «апачей» быстро перестрелял вызванный спецназ. Сейчас только алкаши-попрошайки могут встретиться. В отдалённых сёлах, вроде Коо, бывают стычки туристов с местными. Алтайцы ругаются шумно и с множеством угроз, но до серьёзного всё же не доходит. Лично я был в Коо и окрестностях не раз, нормально общался. Никакой агрессии не наблюдал. Алтайцы ведут себя немного по-детски, любят строить из себя «джигитов», это понятно. Главное относиться с уважением, не ронять их достоинства. Ну, и вести себя нормально. Недавно читал мнение туристов из Москвы: «Местное население – отмороженное. Мы ехали на трёх джипах, ружья держали на виду, и то косо смотрят». Нифига себе! Я бы тоже косо посмотрел. Это не федеральная трасса. Это узкая долина, в которой они живут давным-давно и считают своим домом. Я прихожу как вежливый гость, а гостям они рады. Правда, стараюсь не провоцировать их, оставляя без присмотра всякие ценные для них вещи (канистры, верёвки и т.д.).

Нормальные, короче, теленгиты. Советская власть, конечно, умудрилась рассорить их с «нижними» алтайцами, но от политики всегда одно дерьмо.

95-го бензина в Улагане отродясь не бывало. А дальше заправок вообще нет. Это надо иметь ввиду. За Улаганом дорога идёт по долине реки Большой Улаган.


В селе Балыктуюль поворачиваем направо, переезжаем речку по мосту и въезжаем в урочище Пазырык, расположенное среди красивых холмов Улаганского нагорья. В прошлом году моста ещё не было, ехали вброд. Теперь же долина Чулышмана и Пазырыкские курганы доступны практически для любого транспорта. Курганы, давшие имя целой культуре, бездарно раскопали в конце сороковых годов. Дорог ещё не было, всё ценное было вывезено на телегах. Остальное бросили. Мумии лошадей ещё долго валялись в долине, вызывая возмущение местного населения. Сейчас около курганов лежат последние подлинные артефакты – брёвна ската, которым две с половиной тысячи лет.



Дальше дорога плавно идёт вверх по хвойной тайге. Далеко внизу видно блюдце одного из трёх озёр Уч-Кёль, впереди открываются вершины Чулышманского нагорья.


Проехав небольшой участок сгоревшего леса спускаемся по перевалу Кату-Ярык в долину Чулышмана. Перевал открыт уже в этом веке. Серпантинный спуск с километровой стены строили местные жители (отец и сын). Сейчас гаишники поставили бесполезные знаки и приблизительные редкие километровые столбы. За каменистым, крутым и очень узким перевалом, судя по брёвнышкам на обвалившихся участках, кто-то следит. Теперь в труднодоступную долину, ранее популярную у пеших туристов, можно проехать почти на любой исправной машине. На перевале возникают проблемы только у совсем низких или слабых машин. Иногда у заднеприводных легковушек.


Мы уже были здесь. И в прошлом году, и в этом июне. Зачем опять спустились? Причины две: здесь безумно красиво и к тому же мы запланировали пеший поход на самый большой на Алтае водопад. Для этого мы двинулись вниз по долине к урочищу Аккурум близ села Коо.
Долина Чулышмана тянется почти на двести километров. Из них доступны на проходимом авто нижние 70 км. От Кату-Ярыка до южной оконечности Телецкого озера. На обычной машине можно ехать только 30 километров. Дальше – броды. На протяжении этих 70 км имеются две деревушки: у Телецкого озера Балыкча, ближе к Кату-Ярыку – Коо. В Балыкче мы были год назад, сейчас не планировали. Население Балыкчи, кстати, не очень зависит от единственного перевала, ведущего в долину. Им ближе ездить на катерах в Артыбаш.



Вот на этой мажорной ноте на половине дороги до Аккурума мы пробили левое заднее колесо. Меняем.

Продолжение следует.
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю
Subscribe

  • Вдогонку к предыдущему

    Мы, глядя на древние артефакты, забываем о том, что они когда-то были новыми и выглядели соответственно. Представляем себе древних, гуляющих вдоль…

  • Этно

    Не помню, показывал или нет традиционное плетение индейцев-гуарани. С этой штуковиной у меня хорошие воспоминания связаны. Когда мы гуляли по…

  • Всякая всячина

    Оставшиеся картинки из перуанского Мольендо. Я считаю, для бёрдинга на тихоокеанском побережье местечко обязательное. Мы там в разведке были, времени…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments