bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock
bluesrock

Categories:

Мы в болота. Отдохнуть.

Для справки: Васюганские болота протянулись с востока на запад на 573 километра, с юга на север – на 320. Площадь болот – 53 000 кв.км. (площадь Швейцарии – 41 000). Запасы пресной воды – 400 куб.км. Они существуют 10 000 лет, но 75% своей территории они завоевали за последние 500 лет. Уникальная система, связывающая углерод, препятствует развитию парникового эффекта в масштабах всей планеты.
Нас занесли туда жажда исследований и дух путешествий. Всё оказалось под боком. Болота начинаются в 80 километрах от мегаполиса, там, где кончается асфальт в северном направлении.


Гравийная дорога основательно размыта, Ниссан плыл по чёрной грязи и цеплял днищем края промоин. По обочинам – вода, камыши, калужница и прочая болотная растительность. Съездов нет, да и вряд ли кто-нибудь рискнул бы съезжать на зыбкую поверхность. Массивы берёзовых и осиновых лесов сплошь заболочены. Летают чайки, утки, жёлтые трясогузки и множество незнакомых птиц, некоторые из которых весьма экзотичны на вид.

На отметке 113 км дорога пересекает просеку, заросшую берёзовой порослью. Ни за что не догадаться, что это останки железнодорожной ветки, действовавшей всего 7 лет назад, но об этой ветке – позже подробно. Вдоль дороги попадаются полуразрушенные деревушки. Пустые дома, фундаменты капитальных построек. С дороги в сёла можно съехать только на тракторе, но смысла в этом никакого, если вы, конечно, не снимаете фильм о планете после ядерной войны.
Через 140 километров мы переехали по вполне приличному мосту живописную реку Баксу и оказались в старом селе Пихтовка, окружённом неожиданным массивом хвойной тайги. Пихты и потрясающие кедры навели было на мысль о райском уголке, но… Представившаяся картина была мягко сказать удручающей. Деревня тонет в болоте, более половины домов брошены и разрушены. Огороды даже не вскопаны, они заросли болотной растительностью.
Силы природы, скажете вы? Не совсем так. С этого момента расскажу подробнее то, что знаю об этих местах. Ещё в 1973 году в Пихтовке жили 6 000 человек. Сейчас около 1 000. Вокруг – потрясающие леса, болота и охотничьи угодья. Соболь, рысь, косачи, да чего там только нет, включая рыбу. В 1929 году было принято решение о строительстве до Пихтовки железнодорожной ветки от Транссиба. Длина ветки – 180 км. В течение 30-х и в начале 40-х годов, на крови и костях, ветка была построена. Во время войны она оказалась буквально спасительной для страны. На древесине, которую заготавливали в этом районе, практически полностью работали тульский и ижевский оружейные заводы. Добывали лес, конечно, заключённые. Неподалёку от Пихтовки хорошо сохранились несколько лагерей, в основном женских. Само село было известным местом ссылки. Здесь в 50-е годы проживала Анастасия Цветаева с семьёй. Можно упомянуть также семью Бухариных.
Вдоль ветки располагались пристанционные сёла, в каждом из которых жили и работали от 500 до 1000 человек, размещались мастерские и прочие ж-д предприятия. Трудно поверить, но 20 лет назад в Пихтовку выполнялся авиарейс из аэропорта Северный.
В 2000 году Зап.Сиб.Ж-д признала ветку нерентабельной и дорога была полностью разобрана. Рельсы вывезли (по слухам, продали китайцам), шпалы, башмаки и костыли – бросили. Станции просто разграбили. Скажите мне: при сибирской неразвитой инфраструктуре и стоимости строительства дорог, как можно уничтожать то, что уже построено, причём, неимоверными усилиями? Можно же было законсервировать. Через много лет может понадобиться.
Вот так. Деревни умерли, люди остались без работы, район пришёл в упадок. За дорогами следить перестали, мелиоративные работы прекратились, школы и магазины закрылись. Великие болота возобновили своё наступление. Им нужно 100 лет, чтобы добраться до Новосибирска.
Интересно, в следующем году мы сможем проехать до Пихтовки? И что там останется?
Кстати, одна из новосибирских турфирм восстановила 40 км узкоколейки, идущей от Пихтовки вдоль лагерей и районов лесозаготовок. Сейчас желающие рыбаки и туристы могут проехать по ней на открытой платформе до реки Шегарка.



На обратном пути мы с переменным успехом пытались убежать по ненадёжной дороге от мощного грозового фронта.


А вот что написал про Пихтовку семиклассник Глеб Сергеев:

МОЯ ДЕРЕВНЯ
Моя деревня!
Ты уже не улыбаешься, как прежде.
И нет в тебе веселья.
Ты умираешь.
Каждый день делает следы разрушения все глубже и глубже.
О, ты, моя деревня, как жаль тебя!
Что же может успокоить тревожный взор, ищущий умиротворения?
Только тайга с терпким хвойным запахом.
Только речка с большими белыми лилиями в тихих заводях.
Только черемуха с тяжелыми черными гроздьями ягод.

Чем пустыннее становишься ты, дорогая моему сердцу деревня, тем все более благоухает природа, дичает и буйствует,
У нее свой ритм жизни, свои законы.
Tags: Поездки по Сибири и Алтаю
Subscribe

  • Снежная цапля (Egretta thula)

    Птица самая обычная, встречается во всех странах обеих Америк. Но изящная же. Манкора, Перу.

  • PAS DE CHAT

    Возможно, в балете этот прыжок называется так. Но я могу ошибаться. Снежная цапля (Egretta thula). Манкора, Перу.

  • Пятнистый перевозчик (Actitis macularius)

    Самый обычный кулик Нового Света. Гнездится в США и Канаде, северной зимой встречается во всех остальных странах обеих Америк. Не добирается только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Снежная цапля (Egretta thula)

    Птица самая обычная, встречается во всех странах обеих Америк. Но изящная же. Манкора, Перу.

  • PAS DE CHAT

    Возможно, в балете этот прыжок называется так. Но я могу ошибаться. Снежная цапля (Egretta thula). Манкора, Перу.

  • Пятнистый перевозчик (Actitis macularius)

    Самый обычный кулик Нового Света. Гнездится в США и Канаде, северной зимой встречается во всех остальных странах обеих Америк. Не добирается только…