Мы с приятелем были матросами-практикантами, курсантами мореходного училища. Отучились тогда около девяти месяцев, теоретически прошли какие-то азы. Только-только дошли до навигации, о более сложном и речи не было. Устроились на практику на общих основаниях в качестве матросов-рулевых. Впервые попали на капитанский мостик и воочию увидели те приборы, которые изучали по книжкам.
В тот вечер я нёс вахту на мостике. Когда стемнело, на связь вышел портнадзор и дал команду срочно отшвартовываться и следовать в порт назначения. Не мог же я сказать ему, что капитан, помощники, механики, радист, боцман и остальные валяются по всему пароходу в невменяемом состоянии! Старпом ещё шевелился, но уже не соображал. Живыми мы с приятелем обнаружили только трезвого молодого моториста и в меру пьяного палубного матроса. В силу юношеской безответственности и некомпетентности мы приняли решение ВЫХОДИТЬ В МОРЕ.
Вообще-то, даже штурман не имеет права самостоятельно проводить швартовые операции и вывод судна из акватории порта. При этих сложных манёврах на мостике должен присутствовать капитан. А тут два зелёных недоучки-теоретика!
Не имея даже укомплектованной швартовой команды, мы умудрились не разнести в хлам рядом стоящие суда и портовые сооружения. Даже на мель не сели! Как нас учили в книжках, чисто вывели сухогруз в открытое море. В экстремальной ситуации теория быстро соединилась с практикой. Мы носились от приборов к карте и обратно и шли по проложенному в спешке курсу. Расходились со встречными, обходили рифы. Вот чего мы не знали, так это правил радиосвязи, в том числе с береговыми погранпостами. Удивительно (хотя сейчас уже не очень), как мы прошли мимо них без отметки. Они за такими нарушителями обычно боты в погоню отправляют. Ночь пролетела, как один час. Мы прошли пролив Лаперуза, разделяющий Сахалин и Японию, и утром были уже на подходе к порту назначения. Перед акваторией нас встретили ледяные поля. Тут уже было всерьёз опасно, мы разбудили старпома. Надо отдать ему должное, он и бровью не повёл.
- Где мы?
- Подходим к порту.
- Молодцы!
Дальнейшее нас уже не касалось, но мы были на адреналине и спать совсем не хотели. Вот такая она была, эта длинная вахта :)