bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock

Монголия-2016, день пятый.

За весь предыдущий день проехали всего 218 километров. Такие они, монгольские дороги. Но там, в этом пустынном безлюдье, время начинает течь по-другому, спешить никуда не хочется, дни не измеряются ни часами, ни километрами. Сплошной дзен :)
После завтрака проехали без остановки Баянцагаан и двинули на Шинежинст, до которого от Баянцагаана всего 60 километров. Дорога такая же, может даже получше. Больше песка, меньше камней, а то эта зубодробительная стиральная доска утомляет. Проехали небольшой брод, ничего серьёзного, и вскоре въехали в деревню.
Шинежинст расположен в аймаке Баянхонгор, на краю самой безлюдной части Южной Гоби. Там у нас было два варианта: либо уходить сразу коротким путём на Гурвантес и пересечь Гоби по направлению на юго-восток, либо сделать крюк восточнее по более населённому району и там уже пересекать Гоби прямо на юг. При первом варианте участок дикой пустыни без людей - 300 километров, при втором - 200. Мы решили не усложнять себе жизнь и поехать на восток. Когда едешь в одну машину, лишние сто километров без людей и связи в незнакомой пустыне ни к чему. Там почти никто не ездит, в случае чего можно встречную\попутную машину неделю ждать. И то не факт, что она прямо рядом проезжать будет, альтернативные параллельные колеи идут на расстоянии двух-трёх километров друг от друга.
В Шинежинсте пополнили запасы питьевой воды, пива и колбасы. Заправка была закрыта. Можно было просто позвонить по указанному телефону, открыли бы, но мы не стали. Белый Верблюд - очень экономная машина, в самых тяжёлых условиях больше 10 литров не жрёт. Выехали из Шинежинста по направлению на село Баянговь, до которого было ровно 100 километров.

Указателей на монгольских дорогах нет, а вот на выезде из Шинежинста местные его поставили. Лучше бы они этого не делали (как и в других местах). Он только в заблуждение вводит. Без указателя мы бы поехали по накатанной и через пару километров ушли по ней левее, а так свернули налево сразу за указателем, как оказалось - по дороге на местную свалку (!). Объехали свалку, перевалили через небольшую горную гряду и поехали заросшей невнятной дорогой по каким-то буеракам. Я в направлении, впрочем, был уверен и особо не напрягался, а вот Скво подсела на измену. Километров через 8, удивительное дело, встретили двух ку-клукс-клановцев на красном девочковом кроссовере. Дело в том, что пастухи и водители в Гоби носят на головах белые шлем-маски с прорезями для глаз. Натурально - Ку-Клукс-Клан. Водитель и пассажир сняли маски и оказались двумя симпатичными весёлыми монголками. Коз своих, наверное, искали. Правильно, спрашиваю, на Баянговь едем? Монголка показывает жестами: давай, мол, бумагу с ручкой. Да ты просто рукой ткни, сами найдём. Нет, она настойчива: давай бумагу и всё тут. Дал. Вот лучшая карта, виденная мной за последнее время. Прямоугольник - это "машын", дальше наша дорожка, потом основная дорога, которая нам и нужна. Потом горный хребет, у правой оконечности которого - Баянговь. Видите выемку на хребте? Посмотрите на снимках чуть ниже. Вы её там увидите. Заблудиться невозможно. Так работает монгольский GPS (Ger Positioning System). Ger по монгольски - юрта. Подъезжаешь к юрте, спрашиваешь дорогу и едешь, ориентируясь по хребтам. Так монголы и передвигаются.
Минут через 15 мы вырулили на основную дорогу.

Теперь про женщин. В Монголии ситуация примерно такая же как на Алтае, с некоторыми нюансами. Мужчины много времени проводят на пастушьих стоянках, мало с кем там общаются и дичают. В общении немного тормозят. Женщины отвечают за связи с внешним миром. Они бойчее и социально продвинутее. У них больше навыков общения с незнакомыми людьми, они общаются более внятно и часто изобретательно. Алтайцы по сравнению с монголами - народ почти оседлый, женщины живут в сёлах и в дорогах особо не разбираются, а у монголок - иначе. Они и на машинах ездят, и на мотоциклах. Короче, дорогу в Монголии у женщин спрашивать можно и нужно. Часто это даже лучше.

Перегон Шинежинст - Баянговь мне очень понравился. Лук цвёл в Гоби повсюду, но на этом участке - это что-то! Кроме лука там больше ничего и не росло. Кажется - зелено, но вы посмотрите: промежутки между пучками совсем не маленькие. По-сути - это голая каменистая пустыня, а на луковое буйство нам просто повезло нарваться. Не каждый год такое увидишь. А запах! Лук был как белый, так и розово-голубой, который предпочитает более низкие места. Луковый простор и стрёкот миллионов кузнечиков.

А вон и хребет с выемкой.

Впрочем, кроме лука изредка попадались пучки ещё каких-то растений. Красиво цветут.

Вот честно, я хотел остаться в этом луковом просторе. Сидел бы там несколько дней залитым солнцем золотым Буддой и медитировал. Но надо было ехать дальше. За ровным столом, как обычно, очередной перевал. Ближе к хребту - редкие юрты.

Эти сто километров пролетели незаметно, вскоре приехали в Баянговь. В деревне мы не задерживались. Интересно, что здесь протекает весьма серьёзная для пустыни Гоби речка. А речка - это жизнь. Но даже при наличии реки плотность населения очень низкая. Площадь сомона (района) Баянговь 4662 кв.км, а проживает там только 2700 человек. И вообще, плотность населения в аймаке Баянхонгорн всего 0,65 чел./км².

В 46 километрах от Баянгови находился следующий пункт нашего путешествия - село Баянлиг. На этом перегоне начался сильный ветер и поднялась пыльная буря, которая не прекращалась всю вторую половину дня. Пыль забивалась во все щели, в уши и глаза, скрипела на зубах и т.д. Монгольские мешки с дырками для глаз очень бы не помешали. По пустыне разгуливали серьёзные пылевые вихри, а верблюды сбивались в кучу. Фототехнику я предпочёл закутать в шмотки и лишний раз не доставать.

Плотность населения в сомоне Баянлиг ещё меньше, 0,28 чел./км², но сама деревня Баянлиг довольно оживлённа. Там мы остановились на обед и заправку.
Монгольская красавица в приличном по местным меркам кафе накормила нас вкусными верблюжьими буузами. Она даже слово "кэмел" знала!

А из такой именной кружки с автографом я пиво пил. Вот живёт себе где-то в Монголии человек с фамилией Алтанхуяг и не парится.

Больше в этот день мы не снимали. Совсем! И сейчас вы поймёте, почему.

К югу от Баянлига расположен невысокий горный хребет, за которым лежит огромная, самая безлюдная и пустынная часть Южной Гоби. Нам надо было туда. Для этого необходимо было найти проход через хребет. Все монголы уверенно показывали нам выезд из деревни на восток с последующим поворотом направо. Мы и поехали. Поворот на юг оказался заколдованным злым монгольским шаманом. Мы ползли и смотрели во все глаза - всё напрасно. Поворота не было. Единственная тропа вывела нас в тупик к юрте. Старик у юрты показал дальше на восток, потом направо. Поехали дальше - нифига. Через 20 (!) километров поползли обратно с тем же успехом. Встреченный мотоциклист хотел показать нам дорогу, но его мотоцикл сдох через пять минут. Он остался ремонтировать технику, а мы продолжили воевать с чёрной магией. Всё это под вой ветра и тучи пыли. Доехали обратно до Баянлига, дороги не было. Опять развернулись на восток. Так и катались больше двух (!) часов. Для меня как для штурмана это был очень непростой момент. Тревожная погода и непонятная ситуация. Когда уже руки опустились, у нас остался последний отчаянный вариант: ломануться напрямую через канавы, болотины и кочки к горам, и там уже разбираться. Но тут вмешались добрые пустынные духи, послав нам монгола на УАЗике-буханке. Тот, не долго думая, махнул нам рукой (мол, следуйте за мной) и попёрся через буераки, как мы и собирались. Через пару километров вывел нас на дорогу и показал рукой наверх в перевал. Спасибо, добрый человек. Бензин в Монголии стоит очень дорого, а живут монголы бедно, но в таких случаях они деньги не считают. Мы хотели его чем-нибудь отблагодарить, но он прыгнул в машину и умчался в пыль.
Забегая вперёд, скажу, что на обратном пути мы с этого перевала спокойно по внятной дороге выехали в Баянлиг, но я так и не понял, как она проходила и почему мы её не могли найти.
Солнце уже садилось, мы остановились на ночлег на вершине перевала среди уютных скал. Прямо под нами лежала Гоби, а рядом, за скалой, ревело, укладываясь спать, стадо верблюдов. После заката ветер стих, небо усыпали звёзды, а пиво стало в десять раз вкуснее обычного.

Предыдущие посты:

Монголия-2016: http://bluesrock.livejournal.com/1537549.html
Монголия-2016, день первый: http://bluesrock.livejournal.com/1538238.html
Монголия-2016, день второй: http://bluesrock.livejournal.com/1539019.html
Монголия-2016, день третий: http://bluesrock.livejournal.com/1539653.html
Монголия-2016, день четвёртый. Ч1: http://bluesrock.livejournal.com/1540455.html
Монголия-2016, день четвёртый. Ч2: http://bluesrock.livejournal.com/1540842.html
Tags: разные путешествия

• ***

Многие до сих пор твердят, как мантру, что рэп - это не музыка. Да уж. Трудно без поддержки в виде ярлыков и штампов сохранять иллюзорную стройность…

• Идеи в воздухе витают

Собрались было мы с Ромычем записать альбом кавер-версий "4:33" Кейджа в разных стилях, от классики и джаза до панка и хэви-метала, пригласить для…

• Писали люди альбом лайв ин студио

Беркли, конечно, не пропьёшь, но с 4:20 начинается чистая магия. Кори Хенри играючи бегает по разным дорийским, лидийским и миксолидийским ладам,…