bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock
bluesrock

Categories:

Монголия-2016, день третий.

После завтрака опять поехали вдоль строящейся трассы. Если вы считаете что видели пыльные дороги, вам - туда. Это НАСТОЯЩИЕ пыльные и убитые дороги, причём, на три сотни километров. Ни о какой фотосъёмке и речи быть не могло. Через час выехали к небольшой деревушке и попали на сельскую ярмарку. Было ранее утро, народ ещё готовился к празднику, мы ждать не стали, нам ещё пилить и пилить.















Дыхание пустыни Гоби ощущалось уже в полной мере. Бесплодные глинистые почвы, редкая растительность и жара. Вдоль трассы паслись и отдыхали стада верблюдов. Когда дорога приближалась к горным хребтам, притягивающим влагу, становилось позеленее. Мы почти не останавливались, хотелось побыстрее свалить с такой федеральной трассы на уютные просёлки.





Километрах в 70 перед Алтаем на карте обозначен населённый пункт с фэнтезийным названием Ээв. На самом деле никакого населённого пункта там нет, а есть сомнительная заправка, пять кафешек, из которых работала только одна юрта, и магазин, в котором нифига не было. В юрте нам смогли предложить на обед только лапшу с мясом, ну, тоже еда. Около юрты стоял УАЗик с монгольскими путешественниками, они пробили колесо и спросили, нет ли у нас ремкомплекта. Он у нас был. Пока водитель чинил колесо, монголы достали хорошую карту автодорог Монголии и стали показывать нам свой длиннющий маршрут через всю страну. Скво похвалила карту и посетовала, что у нас такой нет. Карту нам тут же подарили. Скво на радостях расцеловала монгола ко всеобщему веселью. Жизнь в тяжёлых и часто опасных условиях научила монголов взаимопомощи. В случае чего помогают безоговорочно, в чём мы не раз могли убедиться. Вот честно, последнюю рубаху снимут.
Карта нам в навигации не то чтобы сильно помогала, но с ней мы чувствовали себя увереннее, ехать стало ещё веселее. Спасибо, монголы. Большинство грунтовок, обозначенных на карте, проходила не совсем там или совсем не там, но общую картинку было видно. Дело в том, что у кочевников подвижно всё. Подвижны юрты и пастбища, подвижны дороги и даже улицы и населённые пункты. В монгольских посёлках улиц как таковых нет, дворы расположены как попало, по только монголам ведомой логике. Переулки заканчиваются тупиками, это настоящий лабиринт для путешественников. Иногда из этих посёлков не так просто выехать. И всё внутри и снаружи движется со временем. Кто-то умирает, кто-то женится, юрты передвигаются. Обычная адресная система с улицами и номерами домов для Монголии не годится, поэтому там принята какая-то кодовая адресная система. Адрес - это буквенно-цифровой код. Как это устроено я не знаю, да мне и голову этим забивать не хочется.

Пока мы ждали еду, из пустынного марева выплыл американский путешественник с верблюдом. Он хотел купить сигарет, которых там не оказалось. Американец махнул рукой и скрылся в западном направлении. До ближайших сигарет было километров 200 пыли и пекла.
После обеда и мы двинули дальше, но на восток.







Мы планировали уйти с федералки на юг в городе Алтай. До него оставалось всего 50 километров, мы уже предвкушали скорые красоты и безлюдье, но день взаимопомощи ещё не закончился. Нас тормознула монгольская пара с двумя детьми на газовом седане. У них закончилось топливо.
Я в дороге помогаю всем, кроме тех у кого топливо заканчивается, ибо, считаю это верхом водительского тупизма, непрофессионализма или скупердяйства. Но тут другой случай. Монгол ездил в деревню за семьёй, а с газовыми заправками в Монголии совсем плохо. Приходится ехать на мизере, и, если на одной заправке газа нет - всё, ты попал. Пришлось тащить их на верёвке. Монгольский трос я сразу забраковал по причине ненадёжности и достал свой супермощный. Им можно авианосец "Адмирал Кузнецов" из болота вытаскивать.
50 километров до Алтая мы натурально ползли. Через перевал идёт строительство дороги, мы ехали по каменистым временным разъездам, а монгольский седанчик совсем низкий, не разгонишься, а то он будет сзади биться о камни как свадебная консервная банка.
Дотащили их до заправки, сами тоже залились. Монголы предлагали деньги, ночлег или ужин, но мы просто попросили их показать нам общественный шуур-шуур. Это по монгольски - душ. Очень хотелось пыль смыть. Нашли один работающий, помылись.
В нашем глобальном мире везде всё устроено обычно одинаково, но в разных странах то тут, то там, привычная логика иногда даёт сбой и ставит в тупик. Посудите сами: мы оплатили душ, зашли в него, дежурная ЗАКРЫЛА НАС СНАРУЖИ на ключ. Мы помылись, постучали в дверь изнутри, нам открыли и мы пошли чистые восвояси. Вот зачем это? Душ был расположен в подвале здания вот с такой вывеской.



Город Алтай, административный центр аймака Говь-Алтай, очень похож на столицу мира Кош-Агач (ну, вы знаете :), хотя почти вдвое больше. Население 15800 человек, похожие максимальные температуры от +30 до - 43, похожее годовое количество осадков 175мм, стоит также в пыльной пустыне. Мы там пробыли недолго, но успели попасть сразу и в пыльную бурю, и в дождь. Была суббота, на центральной улице развернули несколько десятков уличных кухонь, где хозяйки предлагали голодным произведения своего кулинарного искусства. Я вот о таком у нас мечтаю, но наши надзорные органы в чрезмерной заботе о здоровье народа скорее удавятся, чем это разрешат. Мы перекусили вкусными хуушуурами (это такие маленькие монгольские чебуреки), купили местную водку Чингиз-Хан (ну, а как она ещё может называться), пиво и выехали из города на юг. Монгольская водка, как уже писал, гораздо лучше нашей, вам это любой путешественник подтвердит, да и пиво достойное. Читал как-то, что на вопрос "почему у вас такая водка хорошая" монголы ответили: "она у нас свежая" :)))
За городом дорога поднялась в довольно высокий перевал, стало зеленее и свежее. Справа от этой отары овец, чуть ниже, стоял палаточный лагерь и велись раскопки. Издалека я подумал, что это археологи, оказалось - чёрные золотоискатели. У меня есть опыт съёмки контрабандистов, я знаю, что это чревато, не стал снимать на всякий случай.



Дальше - не очень широкая по местным меркам долина. Остановились у заброшенной деревни сделать пару кадров вот с этими скалами и курганом, навстречу подъехала машина с монголом из Улан-Батора, прекрасно говорящим по русски. Он спросил, не нужна ли помощь и рассказал, что они пробили два колеса в нескольких километрах южнее и едут на второй машине в Алтай на шиномонтажку. Попрощались и разъехались (как оказалось, ненадолго).





Километров через пять мы подъехали к очередному монгольскому УАЗику с вхлам убитыми колёсами. Этим понадобился компрессор. Вернее, они так думали, но этим колёсам уже ни компрессор, ни ремкомплект помочь не могли. Им нужен был только вечный покой на свалке. Никакой другой помощи мы им оказать не могли и поехали в следующий перевал. На перевале обнаружили джип того русскоговорящего монгола и громадную семью, три поколения, расположившуюся на пикник. Не успели мы выйти из машины и поприветствовать их, как нам уже принесли чай, баурсаки (боорцог) и яблоки. Место было красивым и тихим, там мы и решили заночевать. Монголы рассказали нам про своё путешествие из Улан-Батора через Гоби, сказали, что нам без GPS будет очень трудно. Тем временем, второй их джип вернулся из Алтая с отремонтированным колесом, они собрались и уехали. А мы наслаждались тишиной, закатом и свежей водкой Чингиз-Хан. Уже почти в темноте обнаружили, что одно из креплений верхнего багажника Thule разлетелось от тряски. Багажник съехал в сторону и держался на честном слове. Оставили решение проблемы на утро.
Снимков этого дня мало. Как вы, наверное, поняли, нам не до того было. Но день хороший, можно было засыпать "с чувством глубокого удовлетворения" :)





Предыдущие посты:

Монголия-2016: http://bluesrock.livejournal.com/1537549.html
Монголия-2016, день первый: http://bluesrock.livejournal.com/1538238.html
Монголия-2016, день второй: http://bluesrock.livejournal.com/1539019.html
Tags: разные путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments