bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock
bluesrock

Categories:

Монголия-2016, день второй.

От Ульгия до Ховда примерно 220 километров без деревень и заправок. Асфальт закончился у озера Толбо-Нуур, дальше до Ховда 180 км камней, грязи, пыли и бродов.
За озером дорога поползла в перевал, пошёл дождь. Дождю и прохладе стоило бы порадоваться, но мы тогда этого ещё не понимали. Горы скрылись в тумане, снимали мы мало. Навигация пока была интуитивно понятной, старались просто держать общее направление и не отклоняться от наиболее накатанных дорожек.









За перевалом - широкая долина с редкими юртами и скотом.



Вот это - федеральная трасса. Где-то на этом участке мы в первый и последний раз встретили гаишников на джипе. Они сначала даже помигали нам фарами, хотели тормознуть, но потом увидели туристов и махнули рукой. И что-то их рассмешило.



За долиной - сырая низина. Речка образует здесь цепь проточных озёр, дорога разбегается в десяток альтернативных бродов, главное не промахнуться. Пришлось выходить из машины и искать самый правильный брод. На озёрах всё те же: выводки кликунов, горных гусей, бакланы, монгольские чайки, кулики и утки. Никого незнакомого я не увидел, перекурили, двинули дальше.





За озёрами опять небольшой перевал с участком строящейся дороги. Мы было взгромоздились на дамбу с новой дорогой, но примчалась строительная машина и прогнала нас на старую грунтовку. За перевальчиком очередная долина, сначала безлюдная и с журавлями. Неполовозрелые и холостые красавки всё лето проводят в стаях, но не просто так отъедаются, а развивают социальные навыки и постоянно репетируют брачные танцы.



Дальше дорога вывела нас к реке Шураг. Здесь место населённое, пара десятков юрт в зоне видимости. В этом месте я увидел уже второго беркута (первого встретили сразу за Ташантой) и не помню какого по счёту чёрного грифа. Мохноногие курганники встречались вообще постоянно.
Всё та же федеральная трасса.





У моста через речку - две придорожные кафешки, по одной с каждой стороны дороги. Пришло время пообедать. В Монголии расстояния огромные даже по нашим меркам, поэтому придорожный сервис очень важен. Пообедать и отдохнуть можно в любой деревне и почти в любой юрте, если поблизости больше ничего нет. Если юрта-"ресторан" закрыта на лопату, то всегда написан номер телефона. Женщины быстро примчатся и накормят. Обжорки различаются по уровню. Гуанз - это юрта, где вам просто дадут еду без выбора. Это может быть суп, гуляш или буузы, что есть. Цайны Газар - кафе с несколькими блюдами на выбор. Зоогийн Газар - это уже продвинутая кафешка с меню (иногда с картинками). В любой обжорке есть кровати. Водители могут полежать, пока еда готовится. Правильное решение, на мой взгляд. Дороги-то тяжёлые, особенно для длинномеров и бензовозов.
Всегда подозревал, что медицина сильно привирает во всём, что касается здорового питания. Есть у меня много мыслей по этому поводу. Монголия ещё добавляет сомнений. Монгольская еда - это мясо и тесто. Всё. Овощи и фрукты в рационе практически отсутствуют. При этом продолжительность жизни выше среднемировой. Монголы выглядят бодрой и вполне здоровой нацией. И зубы у них хорошие, в отличие от меня, например. Я мясо люблю, монгользкие буузы - самое то! Они их готовят вкусно везде. Да простят меня остальные азиатские народы, но монгольские манты - это высший класс, остальные попадают. Вот в этом кафе мы в последний раз поели буузы с бараниной. Дальше в основном ели верблюжатину. Я думал, что в Монголии мы увидим тысячные стада овец, а вот фиг там. Овец в стране, конечно, много, но где-то в других районах. На нашем пути их было мало. Зато были тысячные стада верблюдов и коз, и лошади с коровами кое-где.
Монгольские дети - суровые степняки. Ведут себя сдержанно, за что и получили шоколадные конфеты с мишками. Показали нам большой палец, мол, конфеты - супер. Пока папа менял ребёнку ползунки, сунул ему в качестве игрушки старый грязный башмак. Ну, надо же что-то грызть, зубы чешутся :)









Я выжил в Эль-Сальвадоре, что мне Монголия :))) Термос с монгольским чаем ставят на стол ещё до того, как вы еду закажете.







За рекой опять пошли горные степи, всё более сухие. Монголия - довольно высокая страна. Мы проехали её всю с севера на юг и ни разу не опустились ниже 1100 м н.у.м.





Вон та нитка слева - это и есть основная дорога. Нам-то что, а вот гружёным бензовозам на таких дорогах не сладко.









Километров через 30 опять выехали к строящемуся участку дороги. Там мы взяли правее (плутанули, на самом деле) и технично срезали путь по короткой заросшей дорожке прямо через небольшой живописный хребет, спутившись к основной трассе в очередную широкую горную степь.













Вы бы куда поехали? На самом деле - пофиг. Это всё одна дорога. Хорошая, кстати, по сравнению с тем, что было до этого.





Наконец, на горизонте появился Ховд, крупный город, административный центр одноимённого аймака. Всё то же самое: юрточные окраины и центр с застройкой времён СССР. В Ховде мы решили купить местные симки, чего никогда в поездках не делали. Я вообще свой телефон всегда дома оставляю, а Скво своим почти не пользуется. Но в данном случае решили, что местная связь для экстренных случаев не помешает. Впереди безлюдная пустыня, мало ли что. Процесс покупки оказался очень долгим. Первые симки работать отказались, их поменяли на другие, потом долго что-то настраивали, куда-то звонили. Времени до закрытия магазинов оставалось совсем мало, я ломанулся искать книжный магазин на предмет карт. Местное население отправляло меня в разные стороны, в результате я нашёл только один магазин, где никаких карт не было. Не судьба. Путешествие вслепую продолжалось. Нам, слава богу, с первого раза показали правильный выезд из города в нужном нам направлении, мы заправились и выехали в сторону города Алтай. От Ховда до Алтая 448 километров, две деревни и аж четыре заправки.









За Ховдом, о, чудо, 80 километров расчудесного асфальта. Мы собирались заночевать неподалёку, но асфальт нас вдохновил, и мы пронеслись эти 80 километров с ветерком. По пути встретили балобана (я вам его показывал уже). Потом чудо закончилось. Дальше идёт строительство трассы, строят китайцы. Причём, не небольшими участками, как у нас обычно, а сразу сотнями километров. На насыпи идёт строительство, а весь транспорт движется слева\справа по степи. Боковые дороги жутко пыльные, часто не видно ничего вокруг и впереди. Нас хватило километров на 30 такого безобразия, решили останавливаться на ночлег. Готовить этим вечером было лень, мы перекусили мясным супом-лапшой в придорожной гуанзе (прямо в комнате хозяев). Отец хозяина - русский. Женился на монголке и всю жизнь прожил в Монголии.
После ужина отъехали несколько километров, свернули в небольшой распадок подальше от дорожной пыли и встали на ночлег. Вечером отлично посидели с пивом. Комары только доставали. Я, честно говоря, не ожидал встретить комаров в сухих на первый взгляд степях, но они были везде. К счастью, обычно мало.



Предыдущие посты:

Монголия-2016: http://bluesrock.livejournal.com/1537549.html
Монголия-2016, день первый: http://bluesrock.livejournal.com/1538238.html
Tags: разные путешествия
Subscribe

  • Ночная фотоохота

    Ещё одна птичка из ночной серии. Серобрюхая крапивниковая камышовка (Microbates cinereiventris). Шуршит по разным зарослям от Никарагуа до Перу. Выше…

  • Перу. Титикака

    Ну и последние картинки с озера. Название произносится "титик'ак'а" (не знаю, как по-научному называется это взрывное "к"). И название это, кстати,…

  • Перу. Титикака

    Разные картинки.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments