bluesrock (bluesrock) wrote,
bluesrock

Монголия-2016, день первый.

Помню, как-то поехали со Скво на машине покататься просто так и уехали в Казахстан на пару дней. Границу пересекли ночью со свистом. На ташантинском КПП такое не пройдёт. Ночью пограничники не работают. Также они не работают в выходные и праздничные дни. А ещё у них обеденный перерыв есть.
Можно пройти границу быстро, если повезёт, а можно зависнуть надолго. Нам не повезло. Подъехали к КПП в Ташанте часа за два до открытия в надежде встать впереди паровоза. Не тут-то было! Впереди уже стояла километровая очередь из длинномеров, бензовозов и монгольских микроавтобусов. Они там ночевали в машинах. Вокруг помойка. Ни туалетов, ни мусорок (точнее, они есть, но далеко, у самых ворот). Спрятаться в степи негде, поэтому утром все идут в туалет прямо в степь у обочины дороги. Приграничное позорище.

Процесс прохождения границы очень неспешный. Идёшь в одно окно, потом в другое, личные вещи несёшь на досмотр, машину со снаряжением досматривают отдельно. Отделить личные вещи от снаряжения сложно, поэтому лучше взять с собой на досмотр какой-нибудь один рюкзак, остальное объявить снаряжением, пусть в машине смотрят.
На нашей стороне, хоть и без фанатизма, но честно машину проверили. Всё это заняло у нас часов пять только на российской стороне. В основном в очереди стояли.
Через 20 километров от КПП - ещё одни ворота. Это, собственно, граница. Там пограничник ещё раз проверяет документы и желает счастливого пути. Сразу за воротами начинается грунтовка с колдобинами, через несколько километров - монгольский КПП. Там начался обед, мать его. Опять час ожидания. Ну, и мы колбасу погрызли.
Пока стояли в очереди, любопытные весёлые монголы всю нашу машину исследовали. Изучили все элементы управления и технические характеристики. Даже в салоне посидели, особенно женщины любопытствовали. Я сначала пытался за вещами следить, чтобы не спёрли чего, потом рукой махнул.
Монголы порекомендовали нам не расслабляться и заливать топливо на каждой заправке, а также предупредили, что в Гоби будет очень жарко. Всё это на пальцах. Я, честно говоря, надеялся, что в Монголии по русски говорят чаще, всё-таки страна долго была в сфере нашего влияния. А вот нифига. За 12 дней мы встретили четырёх монголов, говорящих по русски и полтора монгола, знающих английский.
На монгольском КПП всё примерно то же самое, только ещё медленнее. Заплатили 50 рублей за проезд через ванну с раствором, но ванна была сухая. Типа, раствор не подвезли. Так его, подозреваю, никогда и не привозят. На обратном пути было так же. Потом монголы сделали вид, что просветили сумки, потом сделали вид, что досмотрели машину. Штамп в паспорт, привет, Монголия.
Сразу за КПП грозный на вид шлагбаум (который легко объезжается) и девушка, настойчиво приглашающая оформить автостраховку. Раньше это было обязательно. Многие думают, что и сейчас это обязательно, уж слишком уверенно вам указывают на будку страховщиков. На самом деле, можно смело ехать мимо. Но! Я знаю людей, которым страховка очень пригодилась в случае реального ДТП. Стоит недорого, времени занимает пару минут, мы оформили.

За будкой страховщиков пара монгольских обжорок, около которых дежурят несколько менял. Мы поменяли совсем немного, на пожрать и на пиво, а то неизвестно, что у них за курс. Курс оказался таким же как и везде. Можно было сразу поменять по максимуму. Потом мы поели вкуснейшие буузы (монгольские манты) с молочным солёным чаем за три копейки. Я предполагал, что в разгар сезона на границе будет много туристов, но в тот день кроме нас границу пересекала только одна московская пара с ребёнком на маленьком седане. Они ехали до ближайшего городка, просто галочки поставить и штампы в загранпаспорта для коллекции.
Ещё у КПП стоит вот такое здание. Нет никаких сомнений по поводу того, кто его построил. И когда примерно. А дальше - только степь с пастушьими юртами. И зубодробительная каменистая грунтовка. Сразу начинается тренировка по езде по местным автобанам. По основной колее ехать просто невозможно, она убита вхлам. Благо, есть десятка два альтернативных параллельных колей. На них пыль столбом стоит, зато зубы целые будут. Главное, не уехать куда-нибудь в сторону. GPS в планшете (моя главная навигационная надежда) перестал работать сразу на границе. У меня остался только Гармин без карт, который я использовал в качестве компаса.
Бумажной карты у нас не было вообще, но основная карта Монголии была у меня в голове. У меня память не очень хорошая, но на карты это не распространяется. Я раз и навсегда запоминаю любую увиденную карту. По этой причине почти никогда не пользуюсь бумажными картами даже в незнакомых больших городах, они у меня в голове. Мы пока ехали по "федеральной трассе", проблем с ориентированием не было.
Первый населённый пункт - Цаган-Нуур. Его дорога обходит стороной, едем дальше (на обратном пути эта деревня нам очень пригодилась). Проехали пару озёр с лебедями, бакланами и горными гусями, но не отвлекались на них

В 90 километрах от границы - город Улгий, административный центр аймака Баян-Улгий. Монголов там вы не найдёте. Баян-Улгий - это казахский аймак. Хотя быт монгольских казахов от монгольского почти не отличается, но мечети не оставляют сомнений - вы на земле казахов. Нам город был интересен на предмет обмена рублей на тугрики и покупки более-менее подробной карты автодорог, но было уже поздно, почти всё закрыто. К счастью, в центре города вас без внимания не оставят. Там есть один казах, давно работающий с русскими туристами. Он обязательно поймает вас в центре, хотите вы этого или нет. С картой он нам не помог, но деньги мы поменяли на всю поездку. Больше обменом нигде не заморачивались. Бак был ещё полный, заправляться не стали, выехали из города на юг. Улгий ничем не запомнился. Традиционные юрточные окраины и малоэтажная застройка. В 1991-92 годах 30 000 местных казахов на радостях уехали в новый независимый Казахстан, но не прижились там и очень быстро почти все вернулись обратно.

За Улгием начался нормальный асфальт, мы со свистом пролетели 35 километров до озера Толбо-Нуур, на берегу которого увидели прекрасный новенький юрточный кемпинг. Дело было к вечеру, нам предстояло ещё 11 ночей спать в машине, отказываться от комфортной юрты было глупо, мы там на ночь остановились. На берегах Толбо-Нуур туристы всегда любили останавливаться, очень уж живописно там, и озеро огромное и тёплое. Сейчас кто-то построил шикарный кемпинг с пляжем, рестораном и пр. Туда на выходные из Улгия и окрестностей толпы приезжают отдыхать. Натурально - курорт. Вряд ли это местные всё организовали, слишком уж прилично всё сделано и цены отнюдь не монгольские. Может наши подсуетились, может иностранцы какие, не знаю.
Мы искупались, поужинали, выпили российской водки (глупость какая), поболтали с красноярскими туристами и прекрасно выспались. Так закончился наш первый монгольский день.

А это попутный снимок, сделанный на алтайской заправке. Непарный шелкопряд (Lymantria dispar), сожравший в этом году на Алтае всё что можно.

Предыдущий пост:

Монголия-2016: http://bluesrock.livejournal.com/1537549.html
Tags: разные путешествия

• Три картинки из леса

Пусть будут. Милпе, Эквадор.

• Перу. Мольендо

Город выглядит очень сонным. Оживление мы видели лишь на волейбольной площадке. Уличные лоточницы содрали с меня втридорога за две пачки Мальборо, но…

Пляжный сезон в Мольендо, как я уже говорил, длится менее трёх месяцев. Остальное время на пляжах хозяйничают морские птицы. При этом, персонал…

• Три картинки из леса

Пусть будут. Милпе, Эквадор.