Спросите, зачем я запостил эту старую эскимоску? Отвечу. Это бабушка историческая. Зовут её Мэри Синрок (инупикское имя – Чангунак).
Золотоискатели рассказывали про одинокую эскимоску с большим стадом оленей, которых у неё невозможно было заполучить ни за деньги, ни при помощи угроз и обещаний. Она легко давала отпор даже вооружённым налётчикам.
Отцом Чангунак был русский купец, матерью – эскимоска. Она росла в торговой деревне Св.Михаила и свободно говорила на инупикском, русском и английском языках. В 1889 году вышла замуж за эскимоса и переехала с мужем в район Нома.
В рамках правительственной программы по обучению оленеводству они с мужем пасли правительственных оленей, а затем стали первыми уроженцами Аляски, получившими собственное небольшое стадо. Они кочевали по пастбищам в районе Синрок, неподалёку от Нома, их стадо быстро увеличивалось. Когда муж Чангунак Чарли умер от эпидемии кори в 1900 году, она с большим трудом, но отстояла своё право на половину стада в 500 пар. К тому времени вести о богатстве золотоносного района пригнали в Ном более 20 000 старателей. Всего год назад это была сезонная рыбацкая деревня! Поставки продуктов с материка осуществлялись с перебоями, цены взлетели до невиданных высот, особенно зимой. Чангунак продавала мясо армейским гарнизонам, магазинам и старателям. Её стадо сделало её самой богатой женщиной из всех коренных северянок.
Вместе со старателями пришли болезни. Грипп и свинка косили не только эскимосские семьи, но и целые деревни. Жизнь в Номе стала непростой, кроме того, на стадо постоянно покушались. В 1901 году Чангунак отогнала оленей в Уналаклит, подальше от золотоискателей.
В 1902 году она вышла замуж второй раз. Её мужем стал эскимос по имени Андрей Андреюк. Он оленями не интересовался.
А Чангунак ещё много лет занималась оленеводством, обучала мужчин-эскимосов этому ремеслу, усыновила нескольких сыновей, каждый из которых стал оленеводом с собственным стадом. Община закрывала глаза на то, что по обычаю женщина-эскимоска не могла владеть собственностью. Известная своей щедростью, Мэри-Чангунак Симрок разделила своё богатство «эскимосским» способом и передала общине. Умерла в 1950-м (!) году.